Onyx-club
Леля - Версия для печати

+- Onyx-club (https://on-x.in)
+-- Форум: Родноверие, язычество (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=34)
+--- Форум: Пантеон Богов (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=79)
+---- Форум: Светлые Боги (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=82)
+---- Тема: Леля (/showthread.php?tid=352)



Леля - Лилия - 20.03.2015

[Изображение: image2325163.jpg]




(Лёля, Ляля (белор.)) — Богиня девичьей любви, младшая Рожаница, покровительница влюбленных, богатства, красоты, счастья. На основе свадебных песен Леля и интерпретируется как богиня любви.
Особенностью многоликой Лели во всех Её воплощениях является Молодость — так как это главная особенность этой Богини. В отличие от всех остальных Богинь и Богов, чей нрав чаще представляется суровым или серьёзным, Леле характерен весёлый нрав и игривость. Молодость Лели так же точно связана с функцией продолжения Жизни, а отнюдь не с параметром «младшей» среди Богинь и Богов как считают некоторые исследователи. На вышивках представлена как одна из двух Лосих, между ними — Макошь. Упоминаемая часто рядом с Ладой, сестра Живы и Марены, мать Лада. Ее день — понедельник. Ее дерево — рябина или береза («во поле береза стояла — Люли, Люли стояла»), металл — серебро. Культ Лели и Лады подробно рассмотрен академиком Рыбаковым в книге «Язычество древних славян». Согласно этой книге: «из многообразного фольклорного материала выделяются две мифологические фигуры: Лада — великая богиня весенне-летнего плодородия, покровительница свадеб, брачной жизни — и её дочь — Леля олицетворяющая весну, весеннюю зелень, расцвет обновленной природы». По мнению Г.А. Глинки Богиня Леля была мужского пола, но функции богини сохранены: «Божок пламенный, рассыпающий или мечущий из руки искры. Сила его состояла в воспламенении любви. Он есть сын красоты, как и естественно красота рождает любовь. Изображался он в виде златовласого, как и мать его, пламенного, крылатого младенца: свойство любви воспламенять». По мнению автора Леля это славянский вариант Амура. Сохранилось имя богини в обрядово-праздничной деятельности. Девичий праздник назывался «Ляльник». Девушки выбирали из своей среды самую красивую, и она исполняла роль Лели. Для Лели изготавливалась особая дерновая скамья, которая, очевидно, должна была символизировать землю с начавшей прорастать растительностью. На середину скамьи садилась увенчанная венком Леля, а по сторонам от неё на скамью укладывались приношения: по одну сторону – хлеб, а по другую – кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. У ног Лели лежали сплетенные венки. Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели, прославляя её как кормилицу и подательницу урожая. Это символизировало рождение урожая.

Источник: http://slaviy.ru/slavyanskie-bogi/lelya/#more-273 Славянский Языческий Портал © http://slaviy.ru