Onyx-club
Симон Магус - Версия для печати

+- Onyx-club (https://on-x.in)
+-- Форум: Общение (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=10)
+--- Форум: Интересное (https://on-x.in/forumdisplay.php?fid=13)
+--- Тема: Симон Магус (/showthread.php?tid=5031)



Симон Магус - Adora - 17.06.2015

Христианская религия издавна отвергала “чужую” магию. Вместе с тем противоборство “христианской магии” и “языческого колдовства” проявилось уже во время самого зарождения христианской мифологии и морали. Речь здесь идет о легенде о Симоне-маге. В “Деяниях апостолов” (гл.8) рассказывается, что Симон, самаритянин по происхождению, колдовал и изумлял народ своими чудесами. При этом “выдавал себя за кого-то великого”, и народ, веря ему говорил “Се есть великая сила Божия”. Когда же апостол Филипп стал проповедовать христианство, то Симон также принял крещение, то есть по сути покорился более могущественному волшебнику с его магией.

По традиционной христианской версии, Симон, увидев чудеса, творимые христианскими апостолами “силой духа святого”, захотел получить такую же силу, передаваемую “рукоположением”, и таким образом “выведать тайну”, для чего предложил деньги. После этого был проклят апостолом Павлом: “Серебро твое с тобою да будет тебе в погибель… Итак, покайся же в этом зле своем и помолись Господу, быть может, отпущен тебе будет умысел сердца твоего”. С тех пор, однако, продажа церковных должностей (”рукоположения в сан”) называется “симонией”.

Намного больше о Симоне – маге говорится в апокрифических христианских же текстах. Они не вошли в состав признанного Церковью Нового Завета, однако бытовали в течение еще многих веков в рукописной традиции разных земель и народов. Это апокрифические деяния апостолов Петра и Павла, “прение” апостола Петра и Симона и “Клементины” – древнехристианский роман 2 века, описывающий приключения св. Климента, папы римского, по легенде, ученика и преемника апостола Петра.
[Изображение: hjk87jauqi2n.jpg]
В них Симон-маг обычно изображается неудачным соперником Симона-Петра (апостола Петра, который по рождению был Симоном, однако назван Иисусом “Петром” – “камнем”). Это известный бродячий сюжет о “поединке волшебников”. Симон – маг пытается состязаться с Симоном – “Камнем” и терпит неудачу, также вступает в прение по основам христианского вероучения и опять терпит поражение. Несмотря на такую незадачливость, рассказывается, что Симон – маг умеет входить и выходить целым и невредимым из огня, сбрасывать с себя цепи, менять свой облик, летать по воздуху и воскрешать мертвых. Он был современником Христа и начал проповедовать примерно в то же время. Примечательно то, что Иисус Христос Нового Завета умел лишь “ходить по воде”, то есть “укротил” стихию воды, в то время как Симону – магу оказались “подвластны” огонь и воздух – другие стихии. И оба они могут воскрешать мертвых. Но сверхъестественные способности Симона – мага христианами неизменно объяснялись результатом дьявольского наущения.

Литературное оформление легенда о Симоне – маге нашла в христианском романе 3 века н.э. “Римские деяния”, в котором рассказывается о встрече Симона – волхва с апостолом Петром в Риме. Как раз там появляется такая деталь как черный пес, сопровождающий волшебника. (Этот черный пес – спутник мага будет кочевать потом по жизнеописаниям магов Средневековья, от Фауста до Агриппы). Симону-магу тут также приписывается ложные похороны и воскресение, что вновь является свидетельством его конкурентной борьбы с образом Христа. Вряд ли было подобное соперничество между людьми – Симоном-магом и Иисусом, однако как персонажи в коллективном воображении как минимум трех веков они соперничали друг с другом. В христианской традиции с тех пор особенно подчеркивается роль Симона-мага как “имитатора” Христа, не наделенного, в отличие от него, даром истинной благодати и божественной харизмой. Поэтому Симон-маг может лишь выдавать себя “за кого-то великого”, не являясь таковым на самом деле. Церковные историки обыкновенно относятся к фигуре Симона-мага, как к сопернику и коварному соблазнителю той, древней, христианской паствы, который пытался “растлить непорочную невесту Христову – святую церковь своим духовным блудом”.

Ходили также слухи (зафиксированные христианами), будто римляне почтили Симона – мага статуей с надписью “Симону, святому богу”. На самом деле речь могла идти о статуе древнеримского божества Семона Санка, пьедестал которой с аналогичной посвятительной надписью и был обнаружен позже при раскопках.

Симон-маг собрал вокруг себя последователей, которые образовали самостоятельную сексту симониан и вскоре объявился в Риме при императоре (по одним источникам – Нероне, то есть в 54-68 г. н.э., по другим – при Клавдии, немного раньше, с 41 по 54 год н.э.).

По версии “Римских деяний” там он, чтобы доказать свою власть над силами небесными, попытался взлететь и прыгнул с высокой башни. Покорные ему демоны подхватывают его, но апостол Петр заставляет их отступиться, и чародей разбивается о камни насмерть. На самом деле это похоже на метафору взлета и падения известного человека в обществе. В то же время, находят символическое соответствие этой истории именам главных персонажей. Так Самария (Шомрон) откуда родом Симон-маг, переводится как “сторожевая башня”, а имя “Петр” – камень.

Настоящее время и обстоятельства смерти Симона-мага остаются неизвестными. Отдельные группы симониан продолжали существовать еще на протяжении двух или трех столетий, но они не пользовались уважением даже в гностических кругах из-за злоупотребления какими-то экстремальными формами колдовства.

Считается, что система Симона-мага была изложена им в трактате под названием Apophasis Megale (Великое Изъяснение), исполнявшем, по-видимому, у симониан роль “священного писания”. Из этого произведения сохранились существенные фрагменты в составе книги христианского писателя Ипполита Римского (2 век н.э.), полемизировавшего с различными еретическими “лжеучениями”. Однако, по всей видимости, это Изъяснение было составлено уже после смерти Симона-мага, или его самым известным учеником, тоже самаритянином, Менандром, или даже еще более поздними последователями из симониан. Это тоже в некотором роде дублирует историю Нового Завета, однако может быть обычным для духовных учителей и их последователей начала нашей эры.

По словам христианских авторов, Симон-маг утверждал, что послан в мир самим Господом, так как управлявшие Землей ангелы стали плохо справляться со своим делом, будучи поглощены непрестанной борьбой за первенство, а род человеческий пришел в окончательный упадок и одичание. Соответственно, спасти мир в состоянии лишь радикальная смена религиозной парадигмы, подготавливаемая и проповедуемая самим магом и его сподвижниками. Руководствуясь подобными же соображениями в течение всей христианской эпохи и по сей день появляются и выступают все новые и новые ересиархи.

Чтобы его весть была услышана и принята всеми народами, Симон-маг якобы явился перед соотечественниками-самаритянами как Бог-Отец, перед членами первых иудео-христианских общин – как безвинно убитый и воскресший Бог-Сын, а перед язычниками – как Святой Дух, облекшийся плотью. Таким образом, он соединил в себе три ипостаси верховного христианского Божества.

В основе бытия, по учению Симона – мага, лежит огонь, имеющий как явную, так и тайную сущность. Из огня, путем эманации произошли три брачные пары: ум и помышление, звук и имя, рассуждение и переживание.

При Симоне – маге постоянно находилась очень красивая женщина, звавшаяся Еленой, которую он представлял как свою (т. е. Бога) первую Мысль, или Софию – Премудрость, заключенную в человеческую плоть. Во время его проповедей эта Мысль, иногда представала в виде абсолютно нагой Истины. Симон – маг, как и многие первые христианские гностики, предполагал существование метемпсихоза (то есть переселения душ после смерти в другое тело). Считалось, что Симон и Елена, как сам Бог и Премудрость Божия, странствовали из тела в тело и, совершенствуясь в мудрости, оставляли по себе громкую память в веках. В частности, утверждалось, что именно эта Елена за много веков до этого была знаменитой Еленой Троянской.

Христианские авторы по этому поводу в один голос заявляли, будто Симон-маг нашел свою Софию именно после посещения дома терпимости в финикийском городе Тир, уведя оттуда особенно приглянувшуюся ему блудницу. Однако современные авторы полагают, что Елена из Тира могла быть не обычной проституткой, а “священной блудницей” из святилища Астарты, чей знаменитый храм существовал в Тире и был описан еще Геродотом. Также она могла и не быть блудницей, поскольку легче всего обвинить женщину неизвестного происхождения и рода занятий именно в подобном образе жизни. И все же по единодушному мнению современников, среди симониан был распространен т.н. “мистический блуд”, и о них говорили, что они “живут сладострастно и употребляют любовные заклинания, заговоры и иные приворотные средства; оттого среди них так много женщин, сбившихся с пути”.

Современные исследователи подмечают, что действия сексуально-магического характера изначально являлись неотъемлемой частью гностических инициаций. То же, кстати сказать, характерно и для неогностических движений, вроде современных телемитов. Это бывают именно ритуальные действия, нацеленные не на “удовлетворение низших инстинктов”, а на приобщение к сокровеннейшему таинству “мистического брака”, т. е. на восстановление состояния изначальной недуальности, в которой пребывал идеальный небесный прототип человека.

В отличие от апостолов Христа, Симон-маг считал церемониальную магию одним из кратчайших путей к постижению Бога. Потому он и снискал себе славу могущественнейшего чародея своего времени. К примеру, когда он желал обратиться к помощи духов, то совершал следующую манипуляцию: записывал на куске пергамента свою просьбу или обращение, ставил посреди святилища раскаленную жаровню и бросал в нее свои записи вперемешку с именами духов и магическими заклятиями. Через недолгое время “начинало казаться, будто божественный Дух овладевал волхвом, который погружался в такое состояние, что мог ответить на любой вопрос. При этом над пламенеющей жаровней появлялись фантастические привидения, а иногда огонь спускался прямо на те предметы, на которые он указывал, или же вызванное им божество, пересекая комнату, прочерчивало в своем полете огненные круги”. Так, в глазах своих соперников, он был не только ересиархом, но и волшебником – теургом.

Говорилось также, что поскольку спасение достигается не добрыми делами, но знанием, даруемым свыше, человеческая жизнь не нуждается в моральных запретах и все допустимо. Подобное утверждение могло бы быть тенденциозным христианским домыслом, однако негативное отношение к симониатам как к “очень плохим колдунам” свидетельствует, скорее, именно об искажении моральных норм внутри этого духовного течения.

Современные исследователи справедливо характеризуют (по тем же отрывкам из “Великого Изъяснения”) Симона-мага как “учителя”, обладающего отличной способностью к синтезу различных религиозно-философских и эзотерических систем и традиций своего времени. И в тоже время отмечают его несколько облегченный подход ко всем положенным в основу его доктрины мистическим и философским идеям. Все это вместе характерно для многих эклектических духовных учений и сект как недалекого прошлого, так и настоящего.

Легенда о Симоне-маге была хорошо известна в средние века, в частности в Германии. Она вошла в “Императорскую хронику” – немецкую поэму середины 12 века, и имевшую широкое распространение. Так легенда о Симоне-маге была хорошо знакома и протестантским богословам и демонологам 16 века. О нем говорилось, в частности, что в латинском окружении Симон использовал прозвище Faustus (”благодатный”). И в 16 веке в Германии появляется вначале быть может один, затем многие люди, называющие себя Фаустус, именно в честь мага – соперника апостолов. Германские Фаусты путешествуют, составляют гороскопы, рассказывают о своих магических подвигах. Им верят, но помнят о Симоне – самаритянине. В народе живет образ странствующего колдуна с дурным характером. Образованные люди приписывают немецкому Фаусту и черного пса (позже так ярко проявившегося у Гёте), и Елену Прекрасную, сопровождавшую доктора Фауста в конце его жизни, также как Симона – мага, только уже вызванную им из царства мертвых. Фаусту приписывают неудачный полет с венецианской башни (однако не смерть). Литературные обработчики легенды о Фаусте, в частности Гёте, вводят и другие элементы непосредственно из легенд о Симоне-маге: кроме черного пса-спутника, это создание гомункулуса, которого в “Клементинах” творит Симон-маг с Еленой, а в “Фаусте” Гёте – сам доктор, создавая себе ученика – Вагнера.

Автор: Галина Бедненко


RE: Симон Магус - Adora - 17.06.2015

Симон Маг, угроза для апостолов


Читая Новый Завет, порой удивляешься: почему в Иисуса уверовало так мало его современников? Он же не только возвещал истину но и творил настоящие чудеса! Но если внимательнее изучить рассказы о тех временах, можно обнаружить некоторых кудесников, творящих удивительные вещи.
[Изображение: 0trhitlxn30h.jpg]

Одни, как Аполлоний Тианский, просто хотели помочь людям. Другие же рвались к власти и даже объявляли себя богами. Самым известным из таковых был Симон Маг, он же Симон Волхв. Его колдовскую силу превосходили только его амбиции.

Почем ныне Дух Святой?

Симон Маг и апостол Петр

Роль Симона Мага в Библии не слишком велика. Он участвует лишь в одном эпизоде, который даже можно назвать комическим.

В «Деяниях Апостолов» Симон описан в качестве некоего мужа, изумлявшего народ Самарии чародейскими трюками. В то же время в городе проповедовал диакон Филипп, при этом даруя крещение всем желающим.

Среди жаждущих приобщиться к христианству неожиданно для всех оказался и Симон. Впрочем, его интерес был скорее всего чисто научный, ведь вместе с проповедями Филипп исцелял больных и изгонял демонов, как и полагается приличному святому.

Через некоторое время, услышав об успехах Филиппа, из Иерусалима прибыли апостолы Петр и Иоанн, дабы окончательно покорить Самарию. Они возлагали руки на крещеных людей, и на тех нисходил Святой Дух.

Доподлинно неизвестно, как именно влияла на новообращенных христиан данная процедура, но вполне очевидно, что зрелище было невероятное. Симон Маг, увидев это собственными глазами, понял, что нельзя упускать такой шанс. Будучи состоятельным человеком, он решил сделать апостолам предложение невиданной щедрости: мол, вы мне даруете власть над Святым Духом, а я вам — пару повозок серебра.

Петр только расхохотался в ответ и сказал, чтобы богохульник катился куда подальше вместе со всем своим серебром. Симон пожал плечами, попросил прощения и молитвы, и на этом инцидент был исчерпан. Лишь несколько позже в обиход войдет термин «симония», означающий покупку и продажу церковных должностей, духовного сана и реликвий.

Чародей по призванию

Упоминается Симон Маг и в других христианских литературных источниках. Вообще, жизнь Симона и его образ настолько связаны с апостолами Петром и Павлом, что некоторые исследователи в разные времена даже отождествляли Симона то с одним, то с другим, а то и с самим Иисусом. Не реже в историях звучит и слово «обманщик», но его магические способности везде описаны как более чем выдающиеся.

По слову Симона оживали статуи, начиная смеяться и плясать, огонь не причинял магу вреда, а самые прочные цепи и веревки слетали с него в считанные минуты. Как и христианские святые, он прославился исцелениями больных и страждущих и даже воскрешением мертвых. Коронным трюком чародея была левитация — как невысоко над землей, так и при падении с высоты.

Симон очень любил демонстрировать широкой публике свои возможности, заявляя при этом о своем Божественном происхождении. То он объявлял себя Сыном Божьим, подобно Христу, то даже самим Богом Создателем, властным над всем сущим. Говорят, что с особо упертыми неверующими Симон Маг жестоко расправлялся, пользуясь страшными ядами. Но вряд ли таких находилось много: попробуй изъявить недоверие, когда над тобой хохочет ожившая статуя...

Вдобавок ко всему чародей явно любил пошутить — выкупив в Тире за немалые деньги блудницу по имени Елена, он нарек ее божественной матерью всех ангелов и архангелов, лишь виной нелепой случайности запертой в человеческом теле. Ах да, Еленой Троянской тоже была она — в одном из предыдущих перерождений.

Невозможно сказать, насколько серьезен был Симон, заявляя подобную ересь, но народ валил толпами, чтобы только взглянуть на его спутницу. Похождения и проповеди Симона продолжались довольно долго, но однажды его слава докатилась до ушей апостола Петра, и тот решил положить этому конец.

Соперник Петра

Сведения о Симоне, к величайшему сожалению, малочисленны, обрывочны, некоторые явно пристрастны и противоречат сами себе. К примеру, в одном рассказе маг выставляется блистательным оратором и мастером риторики, способным не только противостоять Петру в словесном поединке, но и одержать победу.

И тут же его ловят на какой-то нелепой ошибке, и слушатели моментально начинают превозносить Петра. Тем не менее в основном летописи сходятся на том, что будущий хранитель ключей от рая взялся за искоренение лжеучения Симона Мага крепко и надежно.

Повсюду, где бы ни появился Симон, демонстрируя волшебство всем желающим, по его пятам неотрывно шел Петр, разоблачая его чары и творя собственные чудеса. Казалось бы, чего стоит Симону, будучи самопровозглашенным Богом, приструнить зарвавшегося апостола, но... силенок явно не хватало.

И великий кудесник, изрыгая проклятия и обвинения Петра в колдовстве, отступал все дальше и дальше. Между ними периодически вспыхивали то яростные словесные баталии о сущности религии и души человеческой, то магические состязания в духе «кто на самом деле умеет воскрешать мертвых», то комические моменты.

К последним можно отнести случай, когда Симон заперся у себя дома, велев привратнику отвечать Петру про свое отсутствие. Петр же снял с цепи дворового пса и попросил его пойти прямиком к своему хозяину, дабы назвать в лицо лжецом. Пес не замедлил выполнить приказ апостола, чем сильно посрамил Симона. Наконец чародей ушел на свой последний рубеж — в Рим, где его ждало покровительство могущественного императора Нерона.

Прерванный полет

В Риме волею случая против Симона выступили сразу два святых—Петр и Павел. Маг и апостолы устроили в центре города привычную волшебную дуэль, но их прервала стража, посланная по приказу императора. Всех троих незамедлительно доставили к Нерону для выяснения истины.

[Изображение: ap3hsbgw6spy.jpg]


RE: Симон Магус - Adora - 17.06.2015

Падение Симона Мага


Здесь надо заметить, что, хотя Нерон вошел в историю как тиран и безумец, а Симон в прошлом успел хорошо зарекомендовать себя в Риме, суд над магом и апостолами, согласно легенде, император вершил довольно справедливо.

Терпеливо выслушав поток взаимных обвинений, Нерон попросил спорящих перейти к делу. Симон согласился и сотворил из воздуха двух огромных черных псов, кинувшихся на ненавистного Петра.

Но Петр был готов, припрятав в рукавах заранее освященные горбушки хлеба, взмахнул руками, и псы исчезли. Апостол с ходу уличил мага в союзе с дьяволом, но Симон резонно возразил, что Петр преследовал его не один год и только поэтому научился противостоять чудесной силе.

Нерон не менее резонно спросил: «Что же ты мнишь себя всемогущим, а не можешь как следует покарать этих двоих?»

Нимало не смутившись, Симон ответил: мол, слишком долго ходил по земле, святость народу раздавал, поистрепался. Но завтра взлечу в небо с самой высокой башни, заряжусь как следует в Божественном царстве и сотру своей мощью лжеапостолов. А тебя, император, великой властью одарю. Нерону ничего не оставалось как согласиться.

С утра пораньше Симон сдержал слово — взлетел на глазах у императора и еще половины Рима с самой высокой башни.

Да только полет продолжался недолго: Петр вежливо освободил ангелов Сатаны, держащих мага в воздухе, от их обязанностей, и тот в буквальном смысле рухнул с небес на землю. Вспомнив о том, что Симон уже демонстрировал способность к воскрешению ранее, Нерон выждал три дня, приказав не хоронить тело.

Убедившись, что чародей мертв, император вздохнул и приказал также казнить Петра и Павла — на всякий случай. В конце концов, мало ли кто что говорил, колдовство оно и в Риме колдовство. Петра по его же просьбе распяли на перевернутом кресте, Павлу отрубили голову.

Таким образом, человек, прославившийся в первую очередь забавной попыткой купить Святой Дух, ухитрился увести с собой в могилу двух великих христианских святых. Конечно, память о Петре и Павле останется куда дольше, чем о Симоне Маге, но надо отдать ему должное — летать он и правда умел.

Автор: Сергей Евтушенко