Наверх
Ibeyis и Marassa
#1
У большинства древних народов рождение близнецов считалось выдающимся, знаковым событием (предвещающим зло или наоборот, удачу – в зависимости от обычаев и менталитета). В некоторых африканских племенах их могли казнить, чтобы отвести беду от племени, но в большинстве племён yoruba их считали знаком небес, предвещающим удачу для родителей и всего племени в целом.
Множество патаки рассказывают про появление близнецов. Согласно одной из них, Шанго считал, что от одного мужчины за один раз может родится только один ребёнок, и когда Ошун родила двойню, счёл это за доказательство её измены и сильно поколотил её. Согласно другой патаки, один земледелец постоянно страдал от обезьян, поедавших большую часть его урожая. Он охотился на них, убивал десятками, но количество обезьян не уменьшалось, и большая часть урожая всё равно попадала к обезьянам. Обезьяны решили отомстить земледельцу за смерть сородичей, и однажды ночью две маленькие обезьянки забрались в матку к жене фермера. До этого только обезьяны могли рожать близнецов, и это был первый случай, когда двойню родила женщина-йоруба. Но рождённые близнецы были abiku (то есть детьми, которые умирают вскоре после рождения), поэтому они вскоре умерли. Обезьянки опять забрались в женщину, и снова родившаяся двойня умерла вскоре после рождения. Это произошло несколько раз, пока отчаявшиеся муж с женой решили проконсультироваться с гадателем. Тот сказал, что их беда происходит от обезьян, и что необходимо прекратить их убийства, и нужно позволить обезьянам съедать половину урожая. Они последовали его совету, и следующие их близнецы выжили. Они стали могучими и мудрыми мужчинами, и хозяйство их отца стало процветать. Так у Йоруба стали рождаться близнецы, а близнецов в этом племени стали называть «edun» - «обезьяна».

Этот рассказ о происхождении Близнецов указывает на важность принятия различий. Активно выступая против силы, воспринимаемой как угроза, мы часто только ухудшаем ситуацию, и что зачастую более выгодно – придти к компромиссу и взаимной выгоде.

IBEYIS

Младшие Orishas, духи-близнецы - мальчик и девочка (по другим патаки – два мальчика), дети Changу и Ochъn (по некоторым другим патаки - Oya). Шаловливые, лакомки-сладкоежки и очень шаловливые, им по душе постоянные развлечения и они пользуются покровительством всех orishas. Они считаются покровителями всех детей, и, несмотря на свою вечную молодость, очень мудрыми (и при этом очень игривыми). Также считается, что они покровительствуют парикмахерам и хирургам, помогают обрести удачу в азартных играх. Также они помогают объединять людей.

Из-за того, что Changу считается отцом Ibeyis, они имеют особую связь с ним. Поэтому особо защищают omo (детей) Changу, и те, в свою очередь, должны «баловать» их.

В Ocha их самые популярные имена- Taebo (Taewo) и Kainde. Их католические аналоги - святые San Cosme и San Damian. В Пало духов с похожими функциями называют Batoionki, Batunque Mpangui, Guanalune Lupangueri, Majumbo Moungu Mpungu, Ntala и Msamba, Basimba Kaluнu-O-Masa. В Fon - Hohovi. На Гаити - Marassa.

Считается, что Ibeyis не овладевают верующими, а играют с ними, делая им какие-то безопасные шалости в ежедневной жизни. Из-за этого считают, что нужно понравиться им и задобрить их.

Жреческая святыня Ibeyis обычно выглядит как 2 глиняных кувшина (зачастую – очень маленьких), которые иногда раскрашиваются. Люди, не имеющие жреческих инициаций, делают алтари Ibeyis, символически изображая их двумя одинаковыми куклами (которые иногда соединяются друг с другом тонкой верёвкой); также на таком алтаре могут быть 2 маленьких барабана, 2 колокольчика, acherй или бубенчики, детские игрушки.

Они говорят в Diloggъn в Eyioko (2) и во всех комбинациях одинаковых пар чисел Диллогун (от 1-1 до 12-12).

Их день - воскресенье.

Еда: Все виды фруктов, сладостей, желтого риса, жаренная кукуруза. Также они очень любят цыплят и голубей.

Несмотря на внешнее сходство, существуют определённые отличия между Ibeyis и Marassa (на Гаити и в Северной Америке).

Marassa также считаются божественными близнецами пантеона Гаитянского Воду (и ряда традиций Северной Америки, в том числе в некоторых домах Новоорлеанского Вуду). Их взаимодействие между собой порождает все дуальности, которые существуют во Вселенной. Правое-левое, горячо-холодно, жизнь-смерть - всё это воспринимается как разные стороны одной монеты, и всё это порождено Marassa. По этой причине в некоторых Умфро (дома Гаитянского Воду) Marassa считаются классом сущностей, совершенно отдельным от Лва, и гораздо более глобальным - нечто вроде космических первопринципов (в отличие от Сантерии, где Ibeyis считаются Оришас).

Считается, что дуальность (то есть союз противоположностей) завершается рождением (появлением) третьего принципа, служащего венцом этого союза. По этой причине типичный сосуд, используемый в ритуалах к Marassa, состоит из трёх секций (или 3 сосудов, соединённых вместе). Также для ритуалов с ними используется веве Marassa.

В остальном – всё похоже на Ibeyis. Marassa являются божественными детьми-близнецами, и по этой причине особо сильно связанны с детьми и их делами. Они считаются первыми детьми Бога, и также – первыми Мёртвыми, поэтому их праздник – Ночь Всех Святых (1 ноября) или Фет Геде (2 ноября). Ритуалы к Marassa часто сопровождаются обильным банкетом для всех маленьких детей.
न प्रथमदृष्ट्याः किन्तु यावन्न प्राणवियोगः।
आत्मा प्रेमेश्वर इति वस्तुत्रये मम श्रद्धा॥
Ответить


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)