10.11.2016, 08:18
ПУТЬ ВОИНА. Стирание личной истории
Стирание личной истории представляет собой самое, пожалуй, обобщенное из
"не-деяний" собственного «я». Оно объемлет все техники "не-деяния" и подразумевает ликвидацию причинно-следственных связей между прошлым и настоящим. Древние шаманы считали (об этом рассказывает Дон Хуан в книгах Карлоса Кастанеды), что изменение своего образа жизни и способа бытия, может иметь результатом разрушение предопределенности прошлым, тем, что индейские маги называли «личной историей».
Идея кажется нам странной не только потому, что нам привычно думать о прошлом как о фундаменте, на котором зиждется здание настоящего, но и потому, что мы привыкли считать свое прошлое чем-то неизменным, - что дает нам прекрасный повод ничего в нем не менять. Это очень похоже на то, когда люди не перестают твердить, что хотят измениться, и в то же время делают все возможное, чтобы остаться теми же.
Большую часть времени они тратят на оправдание собственного прошлого. К примеру: «Это потому, что я так и не научился дисциплинировать себя», «Это потому, что я всегда был слабым», «Это потому, что родители всегда слишком сильно опекали меня». Это потому, это потому... И «это потому...» всегда оказывается как-то связанным с прошлым.
Стирание личной истории представляет собой магическую возможность, которая с трудом поддается объяснению рациональным логическим мышлением.
Сотрите свое прошлое. Не пытайтесь преодолеть его, просто сотрите. Это не означает, что мы можем стереть сами события, которые когда-то в прошлом случились в нашей жизни. Скорее это разрыв связей, которые мы с ними установили, и которые наиболее очевидным образом проявляются в нашем способе бытия и образе жизни.
Если личная история - главное препятствие на пути к изменению, то возможность стереть ее, открывает дверь к свободе.
Пытаясь освоить новые способы поведения, мы ощущаем сопротивление - оно проистекает из нашего убеждения в своей неспособности сделать что-то, выходящее за рамки списка когда-либо совершенных нами действий. Мы сопротивляемся переменам. И когда мы пытаемся изменить себя, то обнаруживаем, что главное препятствие, стоящее на этом пути, - наша личная история.
Семья и друзья также сопротивляются происходящим в нас изменениям; они хорошо знакомы с нашей личной историей и не позволяют нам действовать за пределами налагаемых ею ограничений. Встреча с неизвестным ставит их лицом к лицу с проблемой - они не знают как вести себя в ситуации, правилам поведения в которой они не обучены, и потому стараются избегать такой ситуации.
Вот один из примеров. На практикум по стиранию личной истории записалась 19-летняя девушка. Ее жизнь была полна проблем - пристрастие к наркотикам, алкоголизм, отсутствие работы, плохие отношения в семье и так далее. На тот момент она пребывала в состоянии самоубийственной депрессии и при этом была совершенно ослаблена разрушительными привычками.
Со временем, приложив усилия, она смогла преодолеть свои проблемы. Она боролась за изменения, отказалась от алкоголя и наркотиков, нашла работу, и мало-помалу ее энергия начала восстанавливаться. Однако, в результате происшедших с ней изменений, ее проблемы с домашними лишь усилились. Сложно поверить, но конфликты в семье становились все острее. Однажды у нее произошла очень сильная ссора со старшим братом, который обрушился на нее за ее поведение, показавшееся тому весьма странным.
Семья не знала, где она проводит свободное время, кто ее новые друзья и каковы причины случившихся с ней неожиданных перемен. Они настолько привыкли считать ее «неисправимой», что произошедшие (пусть и положительные!) изменения, очень встревожили их. Они не могли ее простить. Брат сказал ей: «Что с тобой происходит? Ты сошла с ума, я просто не могу тебя понять! Раньше ты была лучше; будь уж лучше алкоголичкой и наркоманкой, только не сумасшедшей». В конце концов, она выбрала независимость и стала жить собственной жизнью.
Борьба за стирание личной истории - это борьба не только против некоторых въевшихся в сознание элементов нашего бытия: тех, что дают ощущение безопасности, поддерживая тем самым существование Эго в той реальности, которая может быть приятна или не очень приятна, однако, по крайней мере, нам знакома. Это борьба с историей, ставшей частью нашего сознания в результате действий наших близких, кому она также дает ощущение безопасности. Нет ничего опаснее для Эго, нежели общение с кем-то, кто не поддается классификации.
Личная история снабжает нас несколькими ярлыками, с помощью которых мы определяем собственную персону, что позволяет нам свести себя всего лишь к нескольким характеристикам. Точно так же мы классифицируем всех, кто нас окружает, используя для этого аналогичные ярлыки, предоставляемые нам прошлым этих людей, истинным или воображаемым.
Коль скоро мы не можем иметь дело с таинственным, мы предпочитаем иметь дело с ярлыками. Поэтому нас никто не удивляет. Чем быстрее мы способны классифицировать людей, тем больше мы уверены в себе.
Дон Хуан советовал Карлосу (Кастанеде): если он желает освободиться от уз того, что думают о нем другие, он должен начать "стирать себя". Создавая вокруг себя туман, который превратит его в таинственное и непредсказуемое существо. Эта стратегия направлена не только во внешний мир. Мы должны "стереть себя" до того, чтобы стать тайной для самих себя. (Это третья заповедь сталкеров - считать самих себя тайной, такой же, как и все прочие тайны).
Утрата уверенности, основанной на нашей личной истории, относительно того, кем мы на самом деле являемся, вполне согласуется и взаимодополняется утратой уверенности в том, что мы считали реальным миром. Мы вновь обнаруживаем, что и реальность Эго, и внешняя реальность - всего лишь описания. Таким образом, процесс стирания применим не только к личной истории, но и к нашему обычному описанию мира.
Лежащее за пределами описаний поле битвы - это область неизвестного, область, где ничего не известно заранее; это не наше «я» и не внешний мир. Это место, где мы можем творить, выбирать и быть всем, чем захотим. Это область Свободы.
ПРАКТИКА "СТИРАНИЯ САМИХ СЕБЯ"
Первые указания дона Хуана относительно стирания личной истории, можно использовать в качестве вводных упражнений для всех, кто заинтересован в освобождении от ограничений личной истории:
1. Не рассказывайте без осознанного намерения о своих занятиях другим людям, поскольку это побуждение основано на желании Эго самоутвердиться, что укрепляет личную историю.
2. Начните общаться не только с теми, кто хорошо Вас знает, но и с теми, кто еще не подверг Вас классификации в соответствии с общим для вас прошлым.
3. Избегайте ситуаций, в которых от Вас могут потребоваться объяснения и оправдания; тактично отказывайте всем, кто станет требовать каких-либо объяснений.
4. Никому не открывайте своих замыслов. Вряд ли стоит что-то скрывать, если все знают, что Вы что-то скрываете.
Стирание личной истории представляет собой самое, пожалуй, обобщенное из
"не-деяний" собственного «я». Оно объемлет все техники "не-деяния" и подразумевает ликвидацию причинно-следственных связей между прошлым и настоящим. Древние шаманы считали (об этом рассказывает Дон Хуан в книгах Карлоса Кастанеды), что изменение своего образа жизни и способа бытия, может иметь результатом разрушение предопределенности прошлым, тем, что индейские маги называли «личной историей».
Идея кажется нам странной не только потому, что нам привычно думать о прошлом как о фундаменте, на котором зиждется здание настоящего, но и потому, что мы привыкли считать свое прошлое чем-то неизменным, - что дает нам прекрасный повод ничего в нем не менять. Это очень похоже на то, когда люди не перестают твердить, что хотят измениться, и в то же время делают все возможное, чтобы остаться теми же.
Большую часть времени они тратят на оправдание собственного прошлого. К примеру: «Это потому, что я так и не научился дисциплинировать себя», «Это потому, что я всегда был слабым», «Это потому, что родители всегда слишком сильно опекали меня». Это потому, это потому... И «это потому...» всегда оказывается как-то связанным с прошлым.
Стирание личной истории представляет собой магическую возможность, которая с трудом поддается объяснению рациональным логическим мышлением.
Сотрите свое прошлое. Не пытайтесь преодолеть его, просто сотрите. Это не означает, что мы можем стереть сами события, которые когда-то в прошлом случились в нашей жизни. Скорее это разрыв связей, которые мы с ними установили, и которые наиболее очевидным образом проявляются в нашем способе бытия и образе жизни.
Если личная история - главное препятствие на пути к изменению, то возможность стереть ее, открывает дверь к свободе.
Пытаясь освоить новые способы поведения, мы ощущаем сопротивление - оно проистекает из нашего убеждения в своей неспособности сделать что-то, выходящее за рамки списка когда-либо совершенных нами действий. Мы сопротивляемся переменам. И когда мы пытаемся изменить себя, то обнаруживаем, что главное препятствие, стоящее на этом пути, - наша личная история.
Семья и друзья также сопротивляются происходящим в нас изменениям; они хорошо знакомы с нашей личной историей и не позволяют нам действовать за пределами налагаемых ею ограничений. Встреча с неизвестным ставит их лицом к лицу с проблемой - они не знают как вести себя в ситуации, правилам поведения в которой они не обучены, и потому стараются избегать такой ситуации.
Вот один из примеров. На практикум по стиранию личной истории записалась 19-летняя девушка. Ее жизнь была полна проблем - пристрастие к наркотикам, алкоголизм, отсутствие работы, плохие отношения в семье и так далее. На тот момент она пребывала в состоянии самоубийственной депрессии и при этом была совершенно ослаблена разрушительными привычками.
Со временем, приложив усилия, она смогла преодолеть свои проблемы. Она боролась за изменения, отказалась от алкоголя и наркотиков, нашла работу, и мало-помалу ее энергия начала восстанавливаться. Однако, в результате происшедших с ней изменений, ее проблемы с домашними лишь усилились. Сложно поверить, но конфликты в семье становились все острее. Однажды у нее произошла очень сильная ссора со старшим братом, который обрушился на нее за ее поведение, показавшееся тому весьма странным.
Семья не знала, где она проводит свободное время, кто ее новые друзья и каковы причины случившихся с ней неожиданных перемен. Они настолько привыкли считать ее «неисправимой», что произошедшие (пусть и положительные!) изменения, очень встревожили их. Они не могли ее простить. Брат сказал ей: «Что с тобой происходит? Ты сошла с ума, я просто не могу тебя понять! Раньше ты была лучше; будь уж лучше алкоголичкой и наркоманкой, только не сумасшедшей». В конце концов, она выбрала независимость и стала жить собственной жизнью.
Борьба за стирание личной истории - это борьба не только против некоторых въевшихся в сознание элементов нашего бытия: тех, что дают ощущение безопасности, поддерживая тем самым существование Эго в той реальности, которая может быть приятна или не очень приятна, однако, по крайней мере, нам знакома. Это борьба с историей, ставшей частью нашего сознания в результате действий наших близких, кому она также дает ощущение безопасности. Нет ничего опаснее для Эго, нежели общение с кем-то, кто не поддается классификации.
Личная история снабжает нас несколькими ярлыками, с помощью которых мы определяем собственную персону, что позволяет нам свести себя всего лишь к нескольким характеристикам. Точно так же мы классифицируем всех, кто нас окружает, используя для этого аналогичные ярлыки, предоставляемые нам прошлым этих людей, истинным или воображаемым.
Коль скоро мы не можем иметь дело с таинственным, мы предпочитаем иметь дело с ярлыками. Поэтому нас никто не удивляет. Чем быстрее мы способны классифицировать людей, тем больше мы уверены в себе.
Дон Хуан советовал Карлосу (Кастанеде): если он желает освободиться от уз того, что думают о нем другие, он должен начать "стирать себя". Создавая вокруг себя туман, который превратит его в таинственное и непредсказуемое существо. Эта стратегия направлена не только во внешний мир. Мы должны "стереть себя" до того, чтобы стать тайной для самих себя. (Это третья заповедь сталкеров - считать самих себя тайной, такой же, как и все прочие тайны).
Утрата уверенности, основанной на нашей личной истории, относительно того, кем мы на самом деле являемся, вполне согласуется и взаимодополняется утратой уверенности в том, что мы считали реальным миром. Мы вновь обнаруживаем, что и реальность Эго, и внешняя реальность - всего лишь описания. Таким образом, процесс стирания применим не только к личной истории, но и к нашему обычному описанию мира.
Лежащее за пределами описаний поле битвы - это область неизвестного, область, где ничего не известно заранее; это не наше «я» и не внешний мир. Это место, где мы можем творить, выбирать и быть всем, чем захотим. Это область Свободы.
ПРАКТИКА "СТИРАНИЯ САМИХ СЕБЯ"
Первые указания дона Хуана относительно стирания личной истории, можно использовать в качестве вводных упражнений для всех, кто заинтересован в освобождении от ограничений личной истории:
1. Не рассказывайте без осознанного намерения о своих занятиях другим людям, поскольку это побуждение основано на желании Эго самоутвердиться, что укрепляет личную историю.
2. Начните общаться не только с теми, кто хорошо Вас знает, но и с теми, кто еще не подверг Вас классификации в соответствии с общим для вас прошлым.
3. Избегайте ситуаций, в которых от Вас могут потребоваться объяснения и оправдания; тактично отказывайте всем, кто станет требовать каких-либо объяснений.
4. Никому не открывайте своих замыслов. Вряд ли стоит что-то скрывать, если все знают, что Вы что-то скрываете.
Вы в своем уме? Или в моем? Кто опять надел мой ум?!