20.03.2015, 17:04
(Последний раз сообщение было отредактировано 20.03.2015, 17:07 пользователем pantera61.)
Ель
Ель — символ храбрости, смелости (до дерзости, безрассудства),
приподнятого состояния духа, верности, бессмертия, долголетия,
надменности, царских достоинств. В Древней Греции ель считалась деревом
надежды (бытовало представление, что троянский конь был частично
сделан из ели; греки использовали еловые ветви при прорицаниях). В
кельтском друидическом календаре ели посвящён день 23 декабря, когда
согласно кельтской традиции, рождается божественное дитя, воплощающее
дух плодородия. Рождественская ель символизирует начало годового цикла и
жизни в целом. Еловая шишка — символ огня жизни, начала,
восстановления здоровья; в ряде традиций ассоциируется с фаллосом.
Впрочем символом огня (в т. ч. и небесного) являлась и сама ель,
возможно, из-за сходства её формы с формой пламени.
В греческой мифологии ель связана с нимфойПитис и лесным божеством
Паном. Спасаясь от преследования ненавистного козлоного Пана, нимфа
превратилась в ель. В память о возлюбленной Пан украсил свою рогатую
голову еловыми ветвями.
По другой версии Питис была превращена в сосну. Христианская легенда
повествует о бедном дровосеке, который в ночь перед Рождеством
встретил в лесу потерявшегося ребенка. Он приютил, согрел и накормил
бедного малыша. На следующее утро мальчик исчез, зато у своих, дверей
удивленный дровосек нашел пахучее дерево с блестящей хвоей.
Оказывается, в Сочельник под видом голодного ребенка лесоруба навестил
Младенец Христос, который в благодарность за милосердие подарил доброму
человеку ель. С тех пор ели стали главным рождественским украшением.
Другая легенда, связанная с елью, повествует о святом Бонифации –
реформаторе христианской церкви и составитель первой в Англии латинской
грамматики. Однажды для того, чтобы обратить язычников в христианство,
он срубил священный для них Дуб Тора. Собравшихся вокруг поваленного
дерева язычников настолько поразило, с какой легкостью пала их святыня,
что все они приняли христианство. На месте Священного дуба святой
Бонифаций посадил маленькую елочку, как символ новой веры.
Ель издревле является обрядовым деревом. Относящиеся к ели
мифологические представления и обряды получили развитие преимущественно
у проторусов (по ареалу её произрастания). Связан с елью сюжет
библейской небылицы, в котором ель укрыла богородицу с Христом,
бежавших в Египет. Долго пришлось бы бегать иудохристианским персонажам
по пустыням Египта в поисках этой ели, чтоб таковая их укрыла,
поскольку ель не произрастала в тех местностях.
Для культурной семантики и символики ели существенны её природные
свойства как вечнозелёного, колючего, пахнущего, «женского» и
бесплодного дерева. Характеризуются пирамидальной сбежистой (т.е.
доходящей почти до земли) кроной. С елью проторусы сопоставляли
символизм вечной жизни:
С одной стороны, ель наделена положительной и охранной семантикой. На
свадебном каравае на Руси делают украшение из теста, столбиками,
узором в ёлку. В канун купальской ночи еловые ветки втыкают перед
воротами, хлевом, в стреху крыши и другие места, чтобы уберечь скот от
болезней. При первом удое молоко процеживают через еловые веточки,
чтобы оно не испортилось. Еловые ветки подкладывают при закладке дома
под все четыре угла, чтобы предохранить его от грома. Ветки ели также
втыкают в крышу дома – от ветра и грома, привязывают к яблоням – от
бури, втыкают в стены, кладут под дом, в подпол – «чтобы буря не
тронула». С другой стороны, ель наделили отрицательной и похоронной
семантикой. В древности было принято подкапывать корни ели, немного
выворачивать её из земли, в образовавшуюся яму класть без гроба
умершего, а потом сажать ель на прежнее место. Мотив похорон под ёлкой
известен во многих русских и славянских песнях. Ветки и гирлянды из ели
– одно из самых распространённых украшений могилы. На Руси издревле
запрещено держать или сажать ель вблизи дома. Она «выживает» из дома
мужчин: «мужики не будут жить, умирать будут, одни вдовицы будут», а «в
доме ничего не будет вестись», «ничего не будет родить ни в хлеву, ни
дома». Если ель растёт вблизи дома, в нём не будут рождаться мальчики.
Особенно избегают держать ель у дома молодожёнов, чтобы те не остались
бездетными.
Мировая Ось – важнейший элемент мифологической картины мира: она,
поддерживая небосвод, воплощает в себе силы Порядка, Блага, Жизни.
Наиболее часто она предстает в образе Мирового Древа, которое соединяет
воедино землю, небеса и преисподнюю. Нетрудно догадаться, что речь
пойдет о новогодней елке. Обычай наряжать на Новый Год елку пришел в
Россию из Европы при Петре I, он имеет немецкое происхождение. Однако
почитание ели как священного дерева изначально не германское, а
кельтское. В культуре галлов ель была воплощением Древа Жизни
благодаря своим вечно зеленым ветвям.На русской почве обычай наряжать
елку в народной среде не прижился, кажется, вплоть до революции – это
объясняется не столько тем, что елка как символ Нового Года была
изначально частью дворянской культуры, сколько другим обстоятельством:
ель в народной славянской культуре неразрывно связана с миром мертвых
(вспомним и современные похоронные венки), а «переназначить» символ
гораздо труднее, чем утвердить новый. Поэтому в современные
крестьянские дома елка как символ Нового Года пришла только через
городскую культуру.
Считалось, что вечнозеленые деревья содержат особенно много
животворящих элементов ян, которые обеспечивают сохранение зеленой
листвы и зимой. Такие деревья сажали на кладбищах и во дворах храмов
предков — это должно было предохранить тела усопших от гниения и
разложения, а живым принести счастье и удачу.
Деревьям некоторых пород приписывали особые качества и слагали о них
всевозможные легенды, получившие широкое распространение в народе.
Ива
Ива остролистная Salux aculifolia Wilid
Название происходит от латинских слов sal – близко, lix – вода.
Иву часто называют вербой. Верба считалась у славян священным
деревом, символом непрерывности и постоянства жизни. Именно верба
символизирует древнеславянского языческого бога Ярилу. До наших дней
сохранился обычай раз в год в нось на Ивана Купалу в честь бога солнца
украшать цветами вербу, жечь волне нее костры. По окончании праздника
ветки ивы сажали во дворах.
В христианской религии такжже существует церковный обряд, согласно
которому за неделю до Пасхи торжественно освящают вербу и сажают ее
ветви в усадьбах, вдоль дорог или по берегам рек и водоемов.
Православная церковь позаимствовала древний языческий обряд, назвав его
Вербным воскресеньем.
Ива имеет различные (часто противоположные) символические
значениях, встречающиеся иногда в одних и тех же традициях. Она может
выступать в функции мирового древа или древа жизни и символизировать
долголетие и обилие жизни. В европейской низовой традиции иве
приписывались чары против луны и ведьм. В средневековой Европе её
называли деревом певцов и поэтов, поскольку считалось, что она способна
даровать красноречие. В Китае с ивой связывались представления о
женской красоте, мягкости, податливости, о весне; существовало поверье о
способности ивовых ветвей, вывешенных на воротах, отгонять злых духов,
что согласуется и с более общим представлением об иве как средстве
связи с духовным миром. Иву можно встретить в любом районе Китая. Это
дерево почитали прежде всего за то, что оно своими листьями создает
надежную тень, давая людям возможность насладиться прохладой во время
знойных, солнечных дней. Из гибких ивовых прутьев плели корзины и
веревки, а из листьев, содержащих танин, крестьяне изготовляли напиток,
заменяющий собой чай. Из листьев и коры некоторых видов ивы
приготавливались лекарства для лечения зоба, дизентерии, ревматизма.
В буддийских верованиях ива символизирует кротость и наступление
весны. Ее красота, гибкость и хрупкость воспеты великими китайскими
поэтами и воплощены в полотнах выдающихся китайских художников. Это
дерево стало также символом прекрасного пола, Тонкую талию женщины
сравнивали с ивой.
Ива, оказывается, обладает силой в борьбе со злыми духами и, когда
это нужно, может помочь изгнать их. Из ивового дерева прорицатели
изготовляли идолов, через посредство которых они общались с миром духов.
Буддисты считали, что ивовые ветки, окропленные водой, приобретают
очистительные свойства. Ивовые ветки вешали над дверьми жилых домов, ибо
они сулили добро и счастье. Женщины вкалывали в волосы веточки ивы,
которые защищали от злых духов, придавали остроту зрению и предохраняли
от слепоты.
Ива, символ солнца и весны, — одно из первых деревьев, распускающих
свои нежные листья под лучами весеннего солнца. Она может расти почти
везде, обладает особой жизнеспособностью и надежно предохраняет от
нечистой силы. Между ивой, отличающейся необыкновенной живучестью, и
солнцем, ежегодно одолевающим враждебную ему темную силу инь, есть
нечто общее.
Иван да Марья
Фиалка трехцветная Viola tricolor L.
Народные названия: иван-да-марья, брат-и-сестра, троецветка, братики.
Именно фиалка была эмблемой древних Афин, а в XIV в. ее золотое
изображение во Франции служило высшей наградой. В Германии в честь
первого весеннего цветка фиалки отмечался специальный праздник — День
весны. У многих народов мира фиалка считается симво-лом оживающей
природы. Фиалки были любимыми цветами великого Гёте, и он каждый год
сеял их вокруг Веймара.
Особенно почитали цветок фиалки влюбленные. Он был для них символом
верности и любви. Считалось достойным дарить друг другу предметы,
помещенные в уве-личенное изображение цветка. А в День влюбленных (День
святого Валентина — 14 февраля) цветки фиалки рассылали в адрес
любимых. Послать этот цветок без всяких слов было равнозначно признанию
в любви.
_______________________________________________