20.03.2015, 17:19
Осина
Осина символизировала горестный плач и стыд: когда это дерево
узнало, что из него будет сделан крест для распятия, его листья
«задрожали от ужаса»; существует и другая легенда — когда все деревья
склонили верхушки во время распятия, только осина осталась прямой; за
это ее листья навсегда обречены дрожать.
Семантика мифопоэтического образа Осины мотивируется двумя
особенностями этого дерева — дрожанием листьев даже при тихой погоде
(научное название Осина— Populus tremula, т. е. «тополь трясущийся»;
ср. франц. tremble и др.) и красноватым оттенком древесины. У славян,
балтов, германцев, кельтов, отчасти у народов Поволжья, Сибири, Алтая,
североамериканских индейцев и даже у народов Северной Африки Осина—
отрицательно отмеченное, проклятое дерево. Иногда её проклятость
связывается с тем, что, в отличие от всех растений и зверей, которые
выполнили данную им богом работу вскоре после сотворения мира, Осина
ничего не сделала. Наиболее популярны мотивировки проклятости Осины,
связанные с историей Христа (хотя в Новом завете Омина не упоминается):
Осина— единственное из деревьев, не признавшее Иисуса во время его
бегства в Египет; во время крестного пути Иисуса Осина не склонилась
перед ним и не дрожала от жалости и сострадания (близкая версия: все
деревья, кроме Осины, опустили листья); прутья, которыми бичевали
Христа, и крест, на котором его распяли, были осиновыми; на Осине
удавился Иуда. У литовцев и латышей существовал запрет прятаться во
время грозы под Осиной, потому что Перкунас, гром, молния поражают
именно Осину, в которой скрывается от преследований громовержца чёрт. В
ряде традиций красноватая древесина Осины трактуется как кровь чёрта,
пролитая богом. Относительно устойчива связь Осины с чёртом (в
частности, он заставляет её трястись; в латышском мифологическом
фольклоре дрожание листьев Осины вызывает Вея мате, разгуливающая под
её корнями), со злыми духами, персонажами, в свою очередь связанными с
нижним миром (в латышских поверьях листья Осину трясёт Маря), а также с
колдунами, ведьмами и пр. В русских сказках (Афанасьев №№ 350, 352,
366, 577 и др.) и ритуальной практике известен мотив осинового кола,
забиваемого в спину или сердце мертвеца (особенно нечистого и
грешного); нередко Осиной именуется деревом повешенных. Связь Осинй с
нечистой силой, хтоническими персонажами (прежде всего женскими)
отчасти объясняет происхождение названий некоторых рек, озёр, болот и
пр. в Центральной, Северной и Восточной Европе, образованных по
«осиновому» принципу. Древние индоевропейцы считали отмеченными воинские
доспехи и оружие, сделанные из Осины (ср. др.-греч. название щита и
древнеиндийское название копья sphya-, непосредственно образованные от
названия Осины); из Осины изготовлялись различные ритуальные предметы,
посуда (следы такой отмеченности сохраняются в вырожденных вариантах —
«ще пенная» посуда из Осины), а так же, народная традиция делала из
осины оружие против нечести (вампиров, умрунов и т.п.)
[b]Папоротник[/b]
Папоротник мужской (щитовник мужской) Dryopteris filix-mas (L.)
Schott. Название рода происходит от греческих слов «drys» -дуб
«pteris» – папоротник. Древние греки так называли папрортники, растущие
в друбравах. Латинское – flix папортник; mas – мужчина. Папротник на
Руси часто называли разрыв-травой и верили что одного прикосновения его
цветка достаточно, чтобы открыть любой замок, разорвать железные
кандалы или путы.
Вот только как он цветет, не мог установить никто. Но считалось что цветущий папортник стережет Жар-птица.
И вокруг загадочного папортника начали возникать легенды.
Согласно одной из них, бог Солнца – Ярило – облагоде тельствовал
людей, даровав им огонь. Каждый год в ночь с 23 на 24 июня, он посылает
на землю огонь, который разгорается в цветке папоротника. Человек,
нашедший и сорвавший в Иванову ночь (ночь на Ивана Купала) «цвет-огонь
папоротника» («царь-огонь»), сам становится невидимым и приобретает
способность видеть сокрытые в земле клады, понимать язык всякого дерева
и всякой травы, речь зверей и домашних животных. Однако сорвать, судя
по преданиям, цветок папоротника трудно и опасно. Во-первых,
распускался цветок в полночь лишь на одно мгновение и его тотчас
обрывала рука невидимого злого духа. Во-вторых, духи мрака, хлада и
смерти напускали ужасы на смельчака и могли увлечь его за собой в
страну мрака и смерти…
В Древней Греции и Римской империи папоротник мужской считали
лекарственным растением. Его упоминали в своих сочинениях Плиний,
Диоскорид, Теофраст, на Востоке Авиценна. В средние века об этом
растении забыли. Причина была в том, что использовали все виды
папоротников, среди которых были и нелекарственные виды. Не всегда
получая желаемый эффек, врачеватели пришли к выводу, что папоротники
пользы не приносят.
В средневековой Франции достаточно долго шли поиски средств,
обладающих глистогонным действием. Прошел слух, что в Швейцарии
известен секрет такого лекарства и тайна находится в руках хирурга
Нуффера. По приказу короля Людовика XVI отправились за рецептом, однако
не успели — хирург умер. Вдова запросила за рецепт 18 тысяч ливров.
Когда же придворные медики посмотрели рецепт, они были удивлены: его
главным компонентом был экстракт корневищ мужского папоротника. Так в
1775 г. папоротник вернулся в строй лекарственных растений и с тех пор
занимает среди них прочное место.
(с)http://magic-inquisition.com/forum/112-373-1
Осина символизировала горестный плач и стыд: когда это дерево
узнало, что из него будет сделан крест для распятия, его листья
«задрожали от ужаса»; существует и другая легенда — когда все деревья
склонили верхушки во время распятия, только осина осталась прямой; за
это ее листья навсегда обречены дрожать.
Семантика мифопоэтического образа Осины мотивируется двумя
особенностями этого дерева — дрожанием листьев даже при тихой погоде
(научное название Осина— Populus tremula, т. е. «тополь трясущийся»;
ср. франц. tremble и др.) и красноватым оттенком древесины. У славян,
балтов, германцев, кельтов, отчасти у народов Поволжья, Сибири, Алтая,
североамериканских индейцев и даже у народов Северной Африки Осина—
отрицательно отмеченное, проклятое дерево. Иногда её проклятость
связывается с тем, что, в отличие от всех растений и зверей, которые
выполнили данную им богом работу вскоре после сотворения мира, Осина
ничего не сделала. Наиболее популярны мотивировки проклятости Осины,
связанные с историей Христа (хотя в Новом завете Омина не упоминается):
Осина— единственное из деревьев, не признавшее Иисуса во время его
бегства в Египет; во время крестного пути Иисуса Осина не склонилась
перед ним и не дрожала от жалости и сострадания (близкая версия: все
деревья, кроме Осины, опустили листья); прутья, которыми бичевали
Христа, и крест, на котором его распяли, были осиновыми; на Осине
удавился Иуда. У литовцев и латышей существовал запрет прятаться во
время грозы под Осиной, потому что Перкунас, гром, молния поражают
именно Осину, в которой скрывается от преследований громовержца чёрт. В
ряде традиций красноватая древесина Осины трактуется как кровь чёрта,
пролитая богом. Относительно устойчива связь Осины с чёртом (в
частности, он заставляет её трястись; в латышском мифологическом
фольклоре дрожание листьев Осины вызывает Вея мате, разгуливающая под
её корнями), со злыми духами, персонажами, в свою очередь связанными с
нижним миром (в латышских поверьях листья Осину трясёт Маря), а также с
колдунами, ведьмами и пр. В русских сказках (Афанасьев №№ 350, 352,
366, 577 и др.) и ритуальной практике известен мотив осинового кола,
забиваемого в спину или сердце мертвеца (особенно нечистого и
грешного); нередко Осиной именуется деревом повешенных. Связь Осинй с
нечистой силой, хтоническими персонажами (прежде всего женскими)
отчасти объясняет происхождение названий некоторых рек, озёр, болот и
пр. в Центральной, Северной и Восточной Европе, образованных по
«осиновому» принципу. Древние индоевропейцы считали отмеченными воинские
доспехи и оружие, сделанные из Осины (ср. др.-греч. название щита и
древнеиндийское название копья sphya-, непосредственно образованные от
названия Осины); из Осины изготовлялись различные ритуальные предметы,
посуда (следы такой отмеченности сохраняются в вырожденных вариантах —
«ще пенная» посуда из Осины), а так же, народная традиция делала из
осины оружие против нечести (вампиров, умрунов и т.п.)
[b]Папоротник[/b]
Папоротник мужской (щитовник мужской) Dryopteris filix-mas (L.)
Schott. Название рода происходит от греческих слов «drys» -дуб
«pteris» – папоротник. Древние греки так называли папрортники, растущие
в друбравах. Латинское – flix папортник; mas – мужчина. Папротник на
Руси часто называли разрыв-травой и верили что одного прикосновения его
цветка достаточно, чтобы открыть любой замок, разорвать железные
кандалы или путы.
Вот только как он цветет, не мог установить никто. Но считалось что цветущий папортник стережет Жар-птица.
И вокруг загадочного папортника начали возникать легенды.
Согласно одной из них, бог Солнца – Ярило – облагоде тельствовал
людей, даровав им огонь. Каждый год в ночь с 23 на 24 июня, он посылает
на землю огонь, который разгорается в цветке папоротника. Человек,
нашедший и сорвавший в Иванову ночь (ночь на Ивана Купала) «цвет-огонь
папоротника» («царь-огонь»), сам становится невидимым и приобретает
способность видеть сокрытые в земле клады, понимать язык всякого дерева
и всякой травы, речь зверей и домашних животных. Однако сорвать, судя
по преданиям, цветок папоротника трудно и опасно. Во-первых,
распускался цветок в полночь лишь на одно мгновение и его тотчас
обрывала рука невидимого злого духа. Во-вторых, духи мрака, хлада и
смерти напускали ужасы на смельчака и могли увлечь его за собой в
страну мрака и смерти…
В Древней Греции и Римской империи папоротник мужской считали
лекарственным растением. Его упоминали в своих сочинениях Плиний,
Диоскорид, Теофраст, на Востоке Авиценна. В средние века об этом
растении забыли. Причина была в том, что использовали все виды
папоротников, среди которых были и нелекарственные виды. Не всегда
получая желаемый эффек, врачеватели пришли к выводу, что папоротники
пользы не приносят.
В средневековой Франции достаточно долго шли поиски средств,
обладающих глистогонным действием. Прошел слух, что в Швейцарии
известен секрет такого лекарства и тайна находится в руках хирурга
Нуффера. По приказу короля Людовика XVI отправились за рецептом, однако
не успели — хирург умер. Вдова запросила за рецепт 18 тысяч ливров.
Когда же придворные медики посмотрели рецепт, они были удивлены: его
главным компонентом был экстракт корневищ мужского папоротника. Так в
1775 г. папоротник вернулся в строй лекарственных растений и с тех пор
занимает среди них прочное место.
(с)http://magic-inquisition.com/forum/112-373-1
_______________________________________________