16.04.2015, 01:23
(Последний раз сообщение было отредактировано 16.04.2015, 01:25 пользователем bruja.)
"Самое худшее - глаза. И это вовсе не мое воображение. Это были глаза мертвеца, но не слепые, а горящие, расфокусированные, невидящие. Поэтому лицо было страшным. Настолько пустым, как будто за ним ничего нет. К этому моменту я уже видел на Гаити столько вещей, лежащих вне обычного человеческого опыта, что на мгновение полностью отключился
и подумал, вернее, почувствовал: "Великий Боже, может, все это невероятное - правда..."
Так описывает в своей книге "Таинственный остров" ее автор Уильям Сибрук встречу с самым зловещим созданием среди всех загадочных существ, порожденных миром сверхъестественного, - гаитянским зомби.
Зловещая свадьба
Участь зомби ужасна - это автомат без разума, обреченный жить в полусне тяжелого физического труда. Он способен двигаться, есть, слышать, даже говорить, но не помнит свое прошлое и не осознает настоящее. Без проблеска узнавания зомби может смотреть в глаза тех, кого любил, или пройти мимо родного дома. Не призрак, но и не живое существо, он, по сути дела, ходячий мертвец, помещенный, может быть, навечно в пограничную зону между жизнью и смертью. С помощью колдовства их телам придают видимость жизни, а лишая души и разума, фактически обрекают на смерть. Они - порождение бокоров, гаитянских колдунов, исповедующих религию вуду - уникальную смесь верований африканцев, католиков и даже некоторых американских индейцев.
Зора Херстон, американская писательница, приводит историю, рассказанную ей матерью умершего мальчика. В ночь после погребения семья была разбужена громким плачем, доносившимся из спальни. Оказалось, что сестра услышала на улице пение и шум, а затем узнала голос брата. Выглянув в окно, домашние увидели зловещую процессию, медленно бредущую по улице. В конце ее был похороненный накануне мальчик. "Но таков был ужас, внушаемый зомби, что даже мать не отважилась выйти на улицу и попытаться спасти его, - пишет Зора Херстон. - Вскоре процессия скрылась из виду. После этого ночного кошмара сестра мальчика сошла с ума".
Не менее страшный случай приводит в своей книге и Уильям Сибрук. Молодая девушка по имени Камилла вышла замуж за некоего Мэтью Тусселя. В первую годовщину свадьбы он после полуночи позвал жену отпраздновать это событие. Причем муж настоял, чтобы она надела свадебное платье. В торжественно убранной, но освещенной только свечами комнате кроме них было еще четверо гостей в вечерних туалетах. Однако никто из них не поздравил Камиллу. И вообще гости вели себя довольно странно: сидели молча со скорбными лицами.
Мэтью извинился за них перед женой, пообещав, что после застолья мужчины с ней потанцуют. Голос мужа показался Камилле неестественно напряженным. Она перевела взгляд на сидевших за столом и внезапно увидела, как неподвижные пальцы одного из гостей неловко сжимают бокал, из которого на скатерть льется вино. Тогда молодая женщина схватила стоявший в стороне подсвечник и поставила его в центр стола. Только теперь она обнаружила, что сидит в компании с четырьмя трупами. В панике Камилла бросилась наверх и заперлась в своей комнате. Наступило утро, пришла прислуга, но женщина упорно отказывалась выходить. В дальнейшем она так и не оправилась от пережитого кошмара, а ее муж уже на следующий день уехал с Гаити.
Возникает вопрос: насколько достоверны подобные истории? Но католические и протестантские священники на Гаити приводят собственные свидетельства, которым трудно не верить. Например, как они сами собственными глазами видели покойника, отправляли заупокойную службу, закрывали гроб крышкой и бросали землю в могилу. А спустя несколько дней или недель вдруг встречали "бывшего покойника" с застывшим взглядом и лицом-маской. Невменяемого, но не мертвого. Как пишет Альфред Метро, автор книги "Вуду на Гаити": "В Порт-о-Пренсе даже среди образованных людей немного таких, кто хотя бы отчасти не верил этим зловещим историям".
Кстати, Зора Херстон была одной из первых, кому довелось самой видеть и фотографировать "живых мертвецов". В частности, она снимала зомби Фелисию Феликс-Ментор, которая скончалась от внезапной болезни в 1907 году. А в 1936 ее нашли: она бродила голой недалеко от фермы брата. И муж, и брат узнали в ней ту, кого они сами похоронили 29 лет назад. Фелисия была в ужасном состоянии, и ее отправили в больницу. Там женщину-зомби увидела писательница. "Это было страшное зрелище, - вспоминала она.
- Белое лицо с мертвыми глазами... Веки были абсолютно белые, как будто сожжены кислотой. Что можно было ей сказать и какой получить ответ, если она ничего не сознавала? Оставалось только смотреть на нее. Но долго выносить это зрелище никто не мог".
Власть бокора
Итак, существование зомби, похоже, не вызывает сомнения. Превращают же людей в "ходячих мертвецов" колдуны-бокоры, которые крадут у них души. В этом уверено абсолютное большинство гаитянцев. По их представлениям, кража совершается так. Как только стемнеет, колдун седлает лошадь и мчится к дому жертвы. Там, прижавшись губами к щели в двери, бокор "высасывает душу" и помещает ее в плотно закупоренную бутыль. Вскоре после этого жертва заболевает и умирает, ибо жить без души человек не может.
После погребения несчастного бокор с помощниками в полночь раскапывает могилу и произносит имя жертвы. В ответ умерший силится приподнять голову, поскольку колдун владеет его душой. Как только это ему удается, бокор на долю секунды подносит бутыль с плененной душой к носу трупа и чуть приоткрывает ее. Теперь мертвец реанимирован. Его вытаскивают из могилы, затем могилу тщательно закапывают, чтобы никто не мог узнать о происшедшем.
Потом бокор проводит жертву мимо ее дома, произнося заклинания. После такой процедуры она уже никогда не сможет узнать его и попытаться туда вернуться. Новоиспеченного зомби отводят в дом бокора, где дают выпить колдовской настой из ядовитых растений.
Есть и другие способы кражи человеческой души. Можно положить под подушку умирающего сосуд с магическими предметами и травами, которые "втягивают" в него душу. Или же забрать ее у только что умершего человека. Наконец, бокоры приготовляют из кладбищенской земли и костей покойников специальный порошок, заговаривают его и рассыпают перед дверью намеченной жертвы. Он вызывает паралич, лишая обреченного способности сопротивляться.
Колдуны-бокоры - жуткие существа. Они возглавляют тайные общества, поклоняются дьяволу, а свои ритуальные церемонии проводят на кладбищах. Обычно бокоры превращают в зомби не угодивших им людей из чувства мести. Но нередко случается, что, когда имеется подходящая жертва, из нее делают зомби, чтобы использовать как рабочую силу. Гораздо реже люди становятся зомби, потому что колдуны заключают договор с дьявольскими силами, которые в качестве платы за оказываемые услуги берут человеческие души. Кстати, если христиане верятв продажу дьяволу собственной души, то у приверженцев вуду в ходу иная версия: в обмен на власть и богатство продаются души других.
Чтобы бокор не мог достать труп и превратить его в зомби, применяются разные способы. Богатые семьи бетонируют могилы. Многие хоронят близких людей в собственном саду или на обочине дорог с оживленным движением. Поскольку для "изготовления" зомби годится только "свежий" труп, родственники могут установить у могилы дежурство до тех пор, пока тело не начнет разлагаться. Иногда мертвеца убивают ещё раз, протыкая голову железным прутом, вводя яд или затягивая на горле удавку. Порой хоронят с ножом в руках, чтобы умерший сам мог защититься от пришедшего за ним колдуна. Часто тело в могиле кладут лицом вниз, а рот набивают землей и зашивают губы, чтобы покойник не смог отозваться, когда бокор назовет его имя.
Колдовской порошок
Хотя факт существования зомби сегодня не подвергается сомнению, относительно природы этого феномена есть разные точки зрения.
"Бесспорно, можно с помощью черной магии создать видимость "жизни" мертвого тела: оно будет двигаться и говорить. Но, по признанию самих бокоров, наложить заклятие надолго, без его периодического повторения, по силам лишь единицам, самым бесчестным колдунам, погрузившимся в глубь адских пучин", - считает знаток черной магии Монтегю Саммерс.
По мнению некоторых исследователей, более правдоподобное объяснение заключается в том, что так называемые зомби никогда не умирали. Это просто умственно неполноценные люди, которых специально выискивают и используют бокоры. Но как тогда быть со свидетелями, которые клянутся, что видели тела зомби мертвыми? Причем далеко не все зомби изначально были идиотами. Некоторых родственники и друзья помнят здоровыми, умными людьми, позднее появившимися уже в виде собственного жалкого подобия.
Возможное объяснение можно найти в весьма неожиданном источнике - старом уголовном кодексе Гаити: "Также покушением является использование веществ, с помощью которых субъект погружается в продолжительный летаргический сон, вне зависимости от цели применения этих средств... Если же человек похоронен в состоянии такого летаргического сна, то покушение становится предумышленным убийством".
Доктора, с которыми Зора Херстон обсуждала возможность того, что зомби действительно является человеком, погруженным в транс, которого близкие похоронили и оплакали как покойника, а бокор потом извлек из могилы, вполне допускают это. "Мы долго строили теории, объясняющие появление зомби, - пишет она. - Это, конечно, не воскрешение из мертвых. Скорее всего, они были погружены в состояние, очень близкое к смерти, с помощью каких-то снадобий, - способ их изготовления, вероятно, был вывезен из Африки и передавался из поколения в поколение среди колдунов... Они, очевидно, разрушают ту часть мозга, которая управляет волей, речью и рассудком. Жертвы могут двигаться и выполнять приказы, но не способны сформулировать свою мысль. Двум врачам, сильно заинтересовавшимся этими средствами, так и не удалось узнать способ их изготовления. Это - тайна, и посвященные скорее умрут, чем раскроют ее".
И все-таки нашелся человек, сумевший проникнуть в тайну "порошка зомби". Им стал американский этнобиолог Уэйд Девис, который привлек к своему проекту "Зомби" талантливых химиков, врачей, этнографов, историков, даже богословов и искусствоведов. Кстати, сама этнобиология - новая научная дисциплина, включающая фармакологию, биологию, ботанику и антропологию.
Начатое Девисом исследование проводилось по стандартной научной схеме: описание проблемы, выработка гипотезы, выявление противоречий, проверка данных и их оценка, а при необходимости - возвращение к исходной точке. Однако его работа была уникальна, поскольку в качестве платных экспертов он пригласил... самих колдунов-бокоров, с которыми велись многочасовые неторопливые беседы. Общение с ними дополнялось массовыми опросами обычных гаитян.
Так шаг за шагом Девис и его команда постепенно изучили весь процесс зомбирования, вникнув в подоплеку каждой части тайного ритуала и всех применяемых методов и средств. В итоге подтвердилась гипотеза о том, что при зомбировании не происходит никакого воскрешения. Сначала с помощью "колдовского порошка" человека вводят в особое состояние - его можно назвать трансом или комой, когда все жизненные процессы настолько слабы, что даже самый опытный врач не отличит жертву зомбирования от обыкновенного покойника. Затем не позднее 12 часов после похорон кандидата в зомби извлекают из могилы и возвращают к жизни. В жарком климате умерших хоронят довольно быстро, так что бокор может быть уверен, что тело окажется в земле, когда действие снадобья закончится, а продолжается оно в течение суток. Это снадобье в сочетании с кислородным голоданием и выводит навсегда из строя важнейшие центры головного мозга, превращая человека в зомби.
Буквально по крупицам Девису удалось собрать сведения и о составе "порошка зомби", который можно подсыпать в какое-либо питье, нанести на шип или острый прут и уколоть им жертву. Причем этим занимаются не сами бокоры, а члены возглавляемых ими тайных обществ вуду.
Одним из главных компонентов является рыба иглобрюх, содержащая вещество тетродотоксин. Ее сушат на солнце от 2 до 5 дней, а затем измельчают в порошок, который ни в коем случае нельзя вдыхать, чтобы не отравиться. На втором месте стоит гаитянская жаба буфо маринус. Предварительно ее нужно продержать ночь в банке вместе с морским червем, который кусает жабу. В результате каратоидные железы жабы вырабатывают большое количество активных химических веществ - буфотеин, буфогенин, буфотоксин. Утром жабу и червя убивают, сушат на солнце и тоже растирают в порошок.
В число других компонентов снадобья входят желчный пузырь мертвого мула или человека, местные растения, человеческие останки, предпочтительно свежие. Особенно ценятся кожа и кости ребенка. Наконец, в "порошок зомби" входит черный порох и тальк.
Одновременно бокор готовит и противоядие. Но оно предназначено вовсе не для "оживления" жертв, а для защиты участников зомбирования от отравления.
В отчете об итогах исследований по проекту "Зомби" Уэйд Девис предупреждает: те, кто захочет последовать примеру бокоров и попробует самостоятельно заняться зомбированием, наверняка сами станут первыми жертвами. Изготовление "порошка зомби" технологически настолько сложно, что по силам только посвященным - гаитянским колдунам
При упоминании о зомбировании, простому читателю приходит на ум образ эдакого полугнилого, полуживого-полубессмертного существа, которое с жуткой мордой, С НЕОДОЛИМЫМ УПОРСТВОМ... вытянув вперед руки бредет исполнять приказ Хозяина...
Да, действительно такое тоже может быть, но гораздо чаще... ПОСТОЯННО! приходится иметь дело с более тонким, более "мягким" и более "умным" зомбированием - это социальное программирование, реклама, формирование общественного мнения, религиозное (патриотическое, национальное и прочее другое) воспитание. Короче - зомбирование по-сути есть "норма жизни", и вызывает "возмущение общественности" лишь тогда когда это кому-нибудь выгодно. Жупел ЗОМБИРОВАНИЯ вполне приемлен в политических склоках - по поводу выборов, в религиозных - в зомбировании обычно обвиняют "сектантов".
Задачи зомбирования
Итак ЗОМБИРОВАНИЕ, что же оно под собой подразумевает?
С позиции зомбирующего - это грубо говоря подчинение кого-то из окружения своей воле. Получение послушного работника, раба, исполнителя... Следовательно, в зависимости от задач зомбирующего формируется и определенный тип зомбирования - для индивидуального одноразового применения сгодится и тот самый "полуживой-полдохлый" тип, который воспевается в страшных фильмах и компьютерных играх, ну а для более продолжительных задач такой тип зомби не годится. Полное подавление воли у зомби делает его "не самообслуживаемым", следовательно содержание в хозяйстве таких зомбуков будет накладным для хозяина.
Поэтому в настоящее время в ходу более "мягкий" подход, помимо прочего подразумевающий отсутствие необходимости личного участия в зомбировании целых групп людей, и задачей данного типа зомбирования является создание не отдельного подчиненного существа, а управляемого коллектива, более того - способного к самовоспроизводству и экспансии. В качестве такого "коллектива" может выступать как какая либо общественная формация, так и "антиобщественная", в зависимости от степени лояльности к "зомбификатору верхнего уровня" будет называться или Партией, или сектой.
В идеале такая система имеет пирамидальную структуру - тот, кто стоит наверху имеет дело лишь с теми, кто находится "под ним", те, в свою очередь имеют своих подчиненных. Такая система благополучно проработала в этой стране несколько десятков лет...
Наряду с "пирамидальной" системой существуют и другие, которые могут частями инкорпорироваться в более крупные зомбучие образования, но при этом иметь самостоятельную область действия, например различные "фанатские клубы", где публика в равной степени участвует в зомбировании друг друга, производя эффект "навозного тепла".
Однако самая важная задача "современного" зомбирования - это подмена своими программами индивидуальной части осознания каждого клиента таким образом, чтобы он (клиент) посчитал чужую программу своей собственной... то есть достижение задачи так называемого Идеального Управления, типа той организации, что присутствует в муравейнике, термитнике или в пчелином улье.
В остальном зомбирование подобно программированию микропроцессоров - открытие устройства на запись, загрузка программы, проверка, закрытие записи и... как правило при зомбировании устанавливаются различные подпрограммы самоуничтожения в случае попытки перепрограммирования.
Типы зомби
Условно можно разделять зомбуков по степени "жесткости" программирования, и, соответственно степени универсальности их применения:
1. Тот самый "живой труп" - одноразовый, и как правило однозадачный зомби штучного производства. Получается или в результате "оживления мертвеца", или путем специальных ритуалов, в процессе которых опять-таки "умерщвляют" клиента при помощи специального порошочка, потом "оживляют" его тогда, когда в нем практически ничего "своего" не осталось. Получившееся существо фактически существует только за счет силы создателя-колдуна, и может осуществлять только его волю. Подолгу такие существовать не могут - "экономически" невыгодны. Такой зомби "не лечится".
2. Другой "штучный" тип - нечто вроде Безумно Влюбленного в своего Хозяина. Получаются в результате какого-либо приворота, как сознательного колдовского действия, так и "спонтанного приворота" - только лишь за счет харизмы того, кто оказался в данном случае Хозяином. Данный тип зомби вполне в состоянии поддерживать свое существование, способен на более или менее "самостоятельные" действия, которые по сути все же проходят через фильтр оценки собственных поползновений с воображаемых (или высказываемых) позиций Хозяина. Что примечательно, зомби такого типа могут сбиваться в кучи, формируя в совокупности следующий тип зомби, а могут и наоборот - становиться в позицию недопущения никого к своему кумиру... однако тут решающее слово за хозяином - от него зависит действие подчиненного до той поры, пока он находится под контролем. Такой зомби "лечится", хотя вовсе не всегда, и вовсе не без долгоиграющих последствий.
3. Еще один "штучный" тип, хоть и производимый во вполне существенных количествах. Можно этот тип назвать "замаскированным", скрытым, или "зомби Специального Назначения". Типа есть человек, во всем нормальный и неотличимый от окружающих, но по ключевому слову, звуку, какой-либо команде (и только так, а не по своему разумению) становится "другой личностью", и выполняет серию комманд, заложенных в него. При этом он может начисто забыть "прошлую личность" - подменяется все, вплоть до личной истории...
4. "Тусовочный" тип зомби формируется уже в коллективных образованиях - тут уже над индивидуальностью главенствуют программы "тусовки" - свои правила, нормы поведения, могущие существенно отличаться от норм формации, находящейся "выше" в "пищевой пирамиде". На этом уровне уже начинается конкуренция между разными конгломератами зомбуков.
5. Дальше аналогично - бОльшие формации со своими нормами и со своей "защитой" производят каждая свой специализированный тип зомби под решение каких-либо конкретных, "нужных обществу" (или еще кому) задач. Карательные структуры, например перепрограммируют своих зомби таким образом, чтобы "общечеловеческие нормы морали" не мешали им выполнять порученную работу, политические формации программируют своих деятелей в духе уверенности, что они работают ради всеобщего блага, и цель оправдывает средства. В каждой из общественных структур имеется свой специфический набор программ, в чем либо противоречащий набору, прошиваемому в следующий тип зомби - тех, что называются "нормальными людьми", гражданами и так далее. Эти последние должны руководствоваться предлагаемым им набором "общечеловеческих ценностей". Тут в качестве примера могут подойти формации религиозного толка, которые программируют паству в духе, не соответствующем общественной необходимости - то вера запрещает убивать, то вера запрещает потреблять что-то такое, на потреблении чего держится половина экономики, или же просто - вера ОТВЛЕКАЕТ от ОБЩЕСТВА, фактически уводя клиента из под власти того зомбирующего образования, которое в настоящий момент здесь считает себя главным.
Следует заметить, что в одном существе вполне благополучно могут уживаться зомби разных типов, не мешая друг другу, а то и создавая видимость чего-то особенного, не поддающегося предложенной классификации.
Отличительные черты зомби
Зомби 1-го типа отличаются тем... что "выглядят как зомби" :). Другие же вовсе не всегда выглядят как-либо особенно. Форма одежды может иногда указывать на принадлежность к определенной группе, но она не является надежным критерием. Основной отличительный признак зомби любого типа - УПЕРТОСТЬ, принимающая агрессивные формы даже при небольших внешних попытках "поковырять программу". Тут срабатывают "системы защиты", которые могут довести клиента до прямого физического самоуничтожения, если "перепрограммировать" берутся грубо и резко. Большая часть самоубийств связана как раз с интенциальным, или же спонтанным "перезомбированием" со стороны общества, близких людей, представителей других зомбирующих формаций.
Как правило зомби не знает что он зомби, и ежели у клиента есть какая-либо достаточно жесткая программа, то он сильно взбудоражится, если поинтересоваться его здоровьем :), или высказать вслух предположение об его зомбировании.
Другая отличительная черта зомби (не штучного типа) - необходимость всенепременно доказывать "свою правоту", эдакий активный прозелитизм, потребность привлечь как можно больше сторонников той идеи, которую он уже считает своей. Конечно же характерна неспособность выслушивать возражения или всякие аргументы, выдвигаемые его оппонентами.
Еще одна характерная черта - предсказуемость поведения в определенных обстоятельствах, автоматический "отклик" на команды, свойственные для его группы, то есть действие происходит минуя сознание.
Средства зомбирования
Средства зомбирования условно подразделяются на неспецифические - такие как социальное программирование в целом, так и на специфические - применяемые в конкретных областях конкретными зомбирующими формациями. К последним могут быть отнесены всевозможные психотехники - гипноз, нейро-лингвистическое программирование (НЛП), ритуальность - вещи достаточно традиционные и колдовские; также сюда относятся и технические средства - вещи вполне современные и научные.
К современным, техническим средствам зомбирования по праву можно отнести средства массовой информации, в первую очередь электронные - радио, телевидение, интернет... хотя последний в той части, где он "массовый". Этот "электронный носитель" позволяет донести помимо осознаваемой информации - скрытое изображение в виде пресловутого 25-го кадра, "диспарантным" методом, или другими. По аудио-каналам можно донести скрытое акустическое сообщение в музыке или в фоновом "шуме", которое дойдет до подсознания минуя "соображалку".
П.Гросс
и подумал, вернее, почувствовал: "Великий Боже, может, все это невероятное - правда..."
Так описывает в своей книге "Таинственный остров" ее автор Уильям Сибрук встречу с самым зловещим созданием среди всех загадочных существ, порожденных миром сверхъестественного, - гаитянским зомби.
Зловещая свадьба
Участь зомби ужасна - это автомат без разума, обреченный жить в полусне тяжелого физического труда. Он способен двигаться, есть, слышать, даже говорить, но не помнит свое прошлое и не осознает настоящее. Без проблеска узнавания зомби может смотреть в глаза тех, кого любил, или пройти мимо родного дома. Не призрак, но и не живое существо, он, по сути дела, ходячий мертвец, помещенный, может быть, навечно в пограничную зону между жизнью и смертью. С помощью колдовства их телам придают видимость жизни, а лишая души и разума, фактически обрекают на смерть. Они - порождение бокоров, гаитянских колдунов, исповедующих религию вуду - уникальную смесь верований африканцев, католиков и даже некоторых американских индейцев.
Зора Херстон, американская писательница, приводит историю, рассказанную ей матерью умершего мальчика. В ночь после погребения семья была разбужена громким плачем, доносившимся из спальни. Оказалось, что сестра услышала на улице пение и шум, а затем узнала голос брата. Выглянув в окно, домашние увидели зловещую процессию, медленно бредущую по улице. В конце ее был похороненный накануне мальчик. "Но таков был ужас, внушаемый зомби, что даже мать не отважилась выйти на улицу и попытаться спасти его, - пишет Зора Херстон. - Вскоре процессия скрылась из виду. После этого ночного кошмара сестра мальчика сошла с ума".
Не менее страшный случай приводит в своей книге и Уильям Сибрук. Молодая девушка по имени Камилла вышла замуж за некоего Мэтью Тусселя. В первую годовщину свадьбы он после полуночи позвал жену отпраздновать это событие. Причем муж настоял, чтобы она надела свадебное платье. В торжественно убранной, но освещенной только свечами комнате кроме них было еще четверо гостей в вечерних туалетах. Однако никто из них не поздравил Камиллу. И вообще гости вели себя довольно странно: сидели молча со скорбными лицами.
Мэтью извинился за них перед женой, пообещав, что после застолья мужчины с ней потанцуют. Голос мужа показался Камилле неестественно напряженным. Она перевела взгляд на сидевших за столом и внезапно увидела, как неподвижные пальцы одного из гостей неловко сжимают бокал, из которого на скатерть льется вино. Тогда молодая женщина схватила стоявший в стороне подсвечник и поставила его в центр стола. Только теперь она обнаружила, что сидит в компании с четырьмя трупами. В панике Камилла бросилась наверх и заперлась в своей комнате. Наступило утро, пришла прислуга, но женщина упорно отказывалась выходить. В дальнейшем она так и не оправилась от пережитого кошмара, а ее муж уже на следующий день уехал с Гаити.
Возникает вопрос: насколько достоверны подобные истории? Но католические и протестантские священники на Гаити приводят собственные свидетельства, которым трудно не верить. Например, как они сами собственными глазами видели покойника, отправляли заупокойную службу, закрывали гроб крышкой и бросали землю в могилу. А спустя несколько дней или недель вдруг встречали "бывшего покойника" с застывшим взглядом и лицом-маской. Невменяемого, но не мертвого. Как пишет Альфред Метро, автор книги "Вуду на Гаити": "В Порт-о-Пренсе даже среди образованных людей немного таких, кто хотя бы отчасти не верил этим зловещим историям".
Кстати, Зора Херстон была одной из первых, кому довелось самой видеть и фотографировать "живых мертвецов". В частности, она снимала зомби Фелисию Феликс-Ментор, которая скончалась от внезапной болезни в 1907 году. А в 1936 ее нашли: она бродила голой недалеко от фермы брата. И муж, и брат узнали в ней ту, кого они сами похоронили 29 лет назад. Фелисия была в ужасном состоянии, и ее отправили в больницу. Там женщину-зомби увидела писательница. "Это было страшное зрелище, - вспоминала она.
- Белое лицо с мертвыми глазами... Веки были абсолютно белые, как будто сожжены кислотой. Что можно было ей сказать и какой получить ответ, если она ничего не сознавала? Оставалось только смотреть на нее. Но долго выносить это зрелище никто не мог".
Власть бокора
Итак, существование зомби, похоже, не вызывает сомнения. Превращают же людей в "ходячих мертвецов" колдуны-бокоры, которые крадут у них души. В этом уверено абсолютное большинство гаитянцев. По их представлениям, кража совершается так. Как только стемнеет, колдун седлает лошадь и мчится к дому жертвы. Там, прижавшись губами к щели в двери, бокор "высасывает душу" и помещает ее в плотно закупоренную бутыль. Вскоре после этого жертва заболевает и умирает, ибо жить без души человек не может.
После погребения несчастного бокор с помощниками в полночь раскапывает могилу и произносит имя жертвы. В ответ умерший силится приподнять голову, поскольку колдун владеет его душой. Как только это ему удается, бокор на долю секунды подносит бутыль с плененной душой к носу трупа и чуть приоткрывает ее. Теперь мертвец реанимирован. Его вытаскивают из могилы, затем могилу тщательно закапывают, чтобы никто не мог узнать о происшедшем.
Потом бокор проводит жертву мимо ее дома, произнося заклинания. После такой процедуры она уже никогда не сможет узнать его и попытаться туда вернуться. Новоиспеченного зомби отводят в дом бокора, где дают выпить колдовской настой из ядовитых растений.
Есть и другие способы кражи человеческой души. Можно положить под подушку умирающего сосуд с магическими предметами и травами, которые "втягивают" в него душу. Или же забрать ее у только что умершего человека. Наконец, бокоры приготовляют из кладбищенской земли и костей покойников специальный порошок, заговаривают его и рассыпают перед дверью намеченной жертвы. Он вызывает паралич, лишая обреченного способности сопротивляться.
Колдуны-бокоры - жуткие существа. Они возглавляют тайные общества, поклоняются дьяволу, а свои ритуальные церемонии проводят на кладбищах. Обычно бокоры превращают в зомби не угодивших им людей из чувства мести. Но нередко случается, что, когда имеется подходящая жертва, из нее делают зомби, чтобы использовать как рабочую силу. Гораздо реже люди становятся зомби, потому что колдуны заключают договор с дьявольскими силами, которые в качестве платы за оказываемые услуги берут человеческие души. Кстати, если христиане верятв продажу дьяволу собственной души, то у приверженцев вуду в ходу иная версия: в обмен на власть и богатство продаются души других.
Чтобы бокор не мог достать труп и превратить его в зомби, применяются разные способы. Богатые семьи бетонируют могилы. Многие хоронят близких людей в собственном саду или на обочине дорог с оживленным движением. Поскольку для "изготовления" зомби годится только "свежий" труп, родственники могут установить у могилы дежурство до тех пор, пока тело не начнет разлагаться. Иногда мертвеца убивают ещё раз, протыкая голову железным прутом, вводя яд или затягивая на горле удавку. Порой хоронят с ножом в руках, чтобы умерший сам мог защититься от пришедшего за ним колдуна. Часто тело в могиле кладут лицом вниз, а рот набивают землей и зашивают губы, чтобы покойник не смог отозваться, когда бокор назовет его имя.
Колдовской порошок
Хотя факт существования зомби сегодня не подвергается сомнению, относительно природы этого феномена есть разные точки зрения.
"Бесспорно, можно с помощью черной магии создать видимость "жизни" мертвого тела: оно будет двигаться и говорить. Но, по признанию самих бокоров, наложить заклятие надолго, без его периодического повторения, по силам лишь единицам, самым бесчестным колдунам, погрузившимся в глубь адских пучин", - считает знаток черной магии Монтегю Саммерс.
По мнению некоторых исследователей, более правдоподобное объяснение заключается в том, что так называемые зомби никогда не умирали. Это просто умственно неполноценные люди, которых специально выискивают и используют бокоры. Но как тогда быть со свидетелями, которые клянутся, что видели тела зомби мертвыми? Причем далеко не все зомби изначально были идиотами. Некоторых родственники и друзья помнят здоровыми, умными людьми, позднее появившимися уже в виде собственного жалкого подобия.
Возможное объяснение можно найти в весьма неожиданном источнике - старом уголовном кодексе Гаити: "Также покушением является использование веществ, с помощью которых субъект погружается в продолжительный летаргический сон, вне зависимости от цели применения этих средств... Если же человек похоронен в состоянии такого летаргического сна, то покушение становится предумышленным убийством".
Доктора, с которыми Зора Херстон обсуждала возможность того, что зомби действительно является человеком, погруженным в транс, которого близкие похоронили и оплакали как покойника, а бокор потом извлек из могилы, вполне допускают это. "Мы долго строили теории, объясняющие появление зомби, - пишет она. - Это, конечно, не воскрешение из мертвых. Скорее всего, они были погружены в состояние, очень близкое к смерти, с помощью каких-то снадобий, - способ их изготовления, вероятно, был вывезен из Африки и передавался из поколения в поколение среди колдунов... Они, очевидно, разрушают ту часть мозга, которая управляет волей, речью и рассудком. Жертвы могут двигаться и выполнять приказы, но не способны сформулировать свою мысль. Двум врачам, сильно заинтересовавшимся этими средствами, так и не удалось узнать способ их изготовления. Это - тайна, и посвященные скорее умрут, чем раскроют ее".
И все-таки нашелся человек, сумевший проникнуть в тайну "порошка зомби". Им стал американский этнобиолог Уэйд Девис, который привлек к своему проекту "Зомби" талантливых химиков, врачей, этнографов, историков, даже богословов и искусствоведов. Кстати, сама этнобиология - новая научная дисциплина, включающая фармакологию, биологию, ботанику и антропологию.
Начатое Девисом исследование проводилось по стандартной научной схеме: описание проблемы, выработка гипотезы, выявление противоречий, проверка данных и их оценка, а при необходимости - возвращение к исходной точке. Однако его работа была уникальна, поскольку в качестве платных экспертов он пригласил... самих колдунов-бокоров, с которыми велись многочасовые неторопливые беседы. Общение с ними дополнялось массовыми опросами обычных гаитян.
Так шаг за шагом Девис и его команда постепенно изучили весь процесс зомбирования, вникнув в подоплеку каждой части тайного ритуала и всех применяемых методов и средств. В итоге подтвердилась гипотеза о том, что при зомбировании не происходит никакого воскрешения. Сначала с помощью "колдовского порошка" человека вводят в особое состояние - его можно назвать трансом или комой, когда все жизненные процессы настолько слабы, что даже самый опытный врач не отличит жертву зомбирования от обыкновенного покойника. Затем не позднее 12 часов после похорон кандидата в зомби извлекают из могилы и возвращают к жизни. В жарком климате умерших хоронят довольно быстро, так что бокор может быть уверен, что тело окажется в земле, когда действие снадобья закончится, а продолжается оно в течение суток. Это снадобье в сочетании с кислородным голоданием и выводит навсегда из строя важнейшие центры головного мозга, превращая человека в зомби.
Буквально по крупицам Девису удалось собрать сведения и о составе "порошка зомби", который можно подсыпать в какое-либо питье, нанести на шип или острый прут и уколоть им жертву. Причем этим занимаются не сами бокоры, а члены возглавляемых ими тайных обществ вуду.
Одним из главных компонентов является рыба иглобрюх, содержащая вещество тетродотоксин. Ее сушат на солнце от 2 до 5 дней, а затем измельчают в порошок, который ни в коем случае нельзя вдыхать, чтобы не отравиться. На втором месте стоит гаитянская жаба буфо маринус. Предварительно ее нужно продержать ночь в банке вместе с морским червем, который кусает жабу. В результате каратоидные железы жабы вырабатывают большое количество активных химических веществ - буфотеин, буфогенин, буфотоксин. Утром жабу и червя убивают, сушат на солнце и тоже растирают в порошок.
В число других компонентов снадобья входят желчный пузырь мертвого мула или человека, местные растения, человеческие останки, предпочтительно свежие. Особенно ценятся кожа и кости ребенка. Наконец, в "порошок зомби" входит черный порох и тальк.
Одновременно бокор готовит и противоядие. Но оно предназначено вовсе не для "оживления" жертв, а для защиты участников зомбирования от отравления.
В отчете об итогах исследований по проекту "Зомби" Уэйд Девис предупреждает: те, кто захочет последовать примеру бокоров и попробует самостоятельно заняться зомбированием, наверняка сами станут первыми жертвами. Изготовление "порошка зомби" технологически настолько сложно, что по силам только посвященным - гаитянским колдунам
При упоминании о зомбировании, простому читателю приходит на ум образ эдакого полугнилого, полуживого-полубессмертного существа, которое с жуткой мордой, С НЕОДОЛИМЫМ УПОРСТВОМ... вытянув вперед руки бредет исполнять приказ Хозяина...
Да, действительно такое тоже может быть, но гораздо чаще... ПОСТОЯННО! приходится иметь дело с более тонким, более "мягким" и более "умным" зомбированием - это социальное программирование, реклама, формирование общественного мнения, религиозное (патриотическое, национальное и прочее другое) воспитание. Короче - зомбирование по-сути есть "норма жизни", и вызывает "возмущение общественности" лишь тогда когда это кому-нибудь выгодно. Жупел ЗОМБИРОВАНИЯ вполне приемлен в политических склоках - по поводу выборов, в религиозных - в зомбировании обычно обвиняют "сектантов".
Задачи зомбирования
Итак ЗОМБИРОВАНИЕ, что же оно под собой подразумевает?
С позиции зомбирующего - это грубо говоря подчинение кого-то из окружения своей воле. Получение послушного работника, раба, исполнителя... Следовательно, в зависимости от задач зомбирующего формируется и определенный тип зомбирования - для индивидуального одноразового применения сгодится и тот самый "полуживой-полдохлый" тип, который воспевается в страшных фильмах и компьютерных играх, ну а для более продолжительных задач такой тип зомби не годится. Полное подавление воли у зомби делает его "не самообслуживаемым", следовательно содержание в хозяйстве таких зомбуков будет накладным для хозяина.
Поэтому в настоящее время в ходу более "мягкий" подход, помимо прочего подразумевающий отсутствие необходимости личного участия в зомбировании целых групп людей, и задачей данного типа зомбирования является создание не отдельного подчиненного существа, а управляемого коллектива, более того - способного к самовоспроизводству и экспансии. В качестве такого "коллектива" может выступать как какая либо общественная формация, так и "антиобщественная", в зависимости от степени лояльности к "зомбификатору верхнего уровня" будет называться или Партией, или сектой.
В идеале такая система имеет пирамидальную структуру - тот, кто стоит наверху имеет дело лишь с теми, кто находится "под ним", те, в свою очередь имеют своих подчиненных. Такая система благополучно проработала в этой стране несколько десятков лет...
Наряду с "пирамидальной" системой существуют и другие, которые могут частями инкорпорироваться в более крупные зомбучие образования, но при этом иметь самостоятельную область действия, например различные "фанатские клубы", где публика в равной степени участвует в зомбировании друг друга, производя эффект "навозного тепла".
Однако самая важная задача "современного" зомбирования - это подмена своими программами индивидуальной части осознания каждого клиента таким образом, чтобы он (клиент) посчитал чужую программу своей собственной... то есть достижение задачи так называемого Идеального Управления, типа той организации, что присутствует в муравейнике, термитнике или в пчелином улье.
В остальном зомбирование подобно программированию микропроцессоров - открытие устройства на запись, загрузка программы, проверка, закрытие записи и... как правило при зомбировании устанавливаются различные подпрограммы самоуничтожения в случае попытки перепрограммирования.
Типы зомби
Условно можно разделять зомбуков по степени "жесткости" программирования, и, соответственно степени универсальности их применения:
1. Тот самый "живой труп" - одноразовый, и как правило однозадачный зомби штучного производства. Получается или в результате "оживления мертвеца", или путем специальных ритуалов, в процессе которых опять-таки "умерщвляют" клиента при помощи специального порошочка, потом "оживляют" его тогда, когда в нем практически ничего "своего" не осталось. Получившееся существо фактически существует только за счет силы создателя-колдуна, и может осуществлять только его волю. Подолгу такие существовать не могут - "экономически" невыгодны. Такой зомби "не лечится".
2. Другой "штучный" тип - нечто вроде Безумно Влюбленного в своего Хозяина. Получаются в результате какого-либо приворота, как сознательного колдовского действия, так и "спонтанного приворота" - только лишь за счет харизмы того, кто оказался в данном случае Хозяином. Данный тип зомби вполне в состоянии поддерживать свое существование, способен на более или менее "самостоятельные" действия, которые по сути все же проходят через фильтр оценки собственных поползновений с воображаемых (или высказываемых) позиций Хозяина. Что примечательно, зомби такого типа могут сбиваться в кучи, формируя в совокупности следующий тип зомби, а могут и наоборот - становиться в позицию недопущения никого к своему кумиру... однако тут решающее слово за хозяином - от него зависит действие подчиненного до той поры, пока он находится под контролем. Такой зомби "лечится", хотя вовсе не всегда, и вовсе не без долгоиграющих последствий.
3. Еще один "штучный" тип, хоть и производимый во вполне существенных количествах. Можно этот тип назвать "замаскированным", скрытым, или "зомби Специального Назначения". Типа есть человек, во всем нормальный и неотличимый от окружающих, но по ключевому слову, звуку, какой-либо команде (и только так, а не по своему разумению) становится "другой личностью", и выполняет серию комманд, заложенных в него. При этом он может начисто забыть "прошлую личность" - подменяется все, вплоть до личной истории...
4. "Тусовочный" тип зомби формируется уже в коллективных образованиях - тут уже над индивидуальностью главенствуют программы "тусовки" - свои правила, нормы поведения, могущие существенно отличаться от норм формации, находящейся "выше" в "пищевой пирамиде". На этом уровне уже начинается конкуренция между разными конгломератами зомбуков.
5. Дальше аналогично - бОльшие формации со своими нормами и со своей "защитой" производят каждая свой специализированный тип зомби под решение каких-либо конкретных, "нужных обществу" (или еще кому) задач. Карательные структуры, например перепрограммируют своих зомби таким образом, чтобы "общечеловеческие нормы морали" не мешали им выполнять порученную работу, политические формации программируют своих деятелей в духе уверенности, что они работают ради всеобщего блага, и цель оправдывает средства. В каждой из общественных структур имеется свой специфический набор программ, в чем либо противоречащий набору, прошиваемому в следующий тип зомби - тех, что называются "нормальными людьми", гражданами и так далее. Эти последние должны руководствоваться предлагаемым им набором "общечеловеческих ценностей". Тут в качестве примера могут подойти формации религиозного толка, которые программируют паству в духе, не соответствующем общественной необходимости - то вера запрещает убивать, то вера запрещает потреблять что-то такое, на потреблении чего держится половина экономики, или же просто - вера ОТВЛЕКАЕТ от ОБЩЕСТВА, фактически уводя клиента из под власти того зомбирующего образования, которое в настоящий момент здесь считает себя главным.
Следует заметить, что в одном существе вполне благополучно могут уживаться зомби разных типов, не мешая друг другу, а то и создавая видимость чего-то особенного, не поддающегося предложенной классификации.
Отличительные черты зомби
Зомби 1-го типа отличаются тем... что "выглядят как зомби" :). Другие же вовсе не всегда выглядят как-либо особенно. Форма одежды может иногда указывать на принадлежность к определенной группе, но она не является надежным критерием. Основной отличительный признак зомби любого типа - УПЕРТОСТЬ, принимающая агрессивные формы даже при небольших внешних попытках "поковырять программу". Тут срабатывают "системы защиты", которые могут довести клиента до прямого физического самоуничтожения, если "перепрограммировать" берутся грубо и резко. Большая часть самоубийств связана как раз с интенциальным, или же спонтанным "перезомбированием" со стороны общества, близких людей, представителей других зомбирующих формаций.
Как правило зомби не знает что он зомби, и ежели у клиента есть какая-либо достаточно жесткая программа, то он сильно взбудоражится, если поинтересоваться его здоровьем :), или высказать вслух предположение об его зомбировании.
Другая отличительная черта зомби (не штучного типа) - необходимость всенепременно доказывать "свою правоту", эдакий активный прозелитизм, потребность привлечь как можно больше сторонников той идеи, которую он уже считает своей. Конечно же характерна неспособность выслушивать возражения или всякие аргументы, выдвигаемые его оппонентами.
Еще одна характерная черта - предсказуемость поведения в определенных обстоятельствах, автоматический "отклик" на команды, свойственные для его группы, то есть действие происходит минуя сознание.
Средства зомбирования
Средства зомбирования условно подразделяются на неспецифические - такие как социальное программирование в целом, так и на специфические - применяемые в конкретных областях конкретными зомбирующими формациями. К последним могут быть отнесены всевозможные психотехники - гипноз, нейро-лингвистическое программирование (НЛП), ритуальность - вещи достаточно традиционные и колдовские; также сюда относятся и технические средства - вещи вполне современные и научные.
К современным, техническим средствам зомбирования по праву можно отнести средства массовой информации, в первую очередь электронные - радио, телевидение, интернет... хотя последний в той части, где он "массовый". Этот "электронный носитель" позволяет донести помимо осознаваемой информации - скрытое изображение в виде пресловутого 25-го кадра, "диспарантным" методом, или другими. По аудио-каналам можно донести скрытое акустическое сообщение в музыке или в фоновом "шуме", которое дойдет до подсознания минуя "соображалку".
П.Гросс
न प्रथमदृष्ट्याः किन्तु यावन्न प्राणवियोगः।
आत्मा प्रेमेश्वर इति वस्तुत्रये मम श्रद्धा॥
आत्मा प्रेमेश्वर इति वस्तुत्रये मम श्रद्धा॥