Наверх
ЭТИКЕТ ГЛАЗ (ВЗГЛЯДА) И ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ НЕГО
#1
Книга правил этикета глаз всегда запрещала или строго ограничивала взгляд. Наши мифы и легенды передают трагические рассказы о людях, наказанных богами за слишком пристальные взгляды или взгляд туда, куда смотреть нельзя. Даже всего лишь быстрый взгляд назад приносил страшные последствия, как в случае с Орфеем, который оглянулся и потерял навсегда свою возлюбленную Эвридику в подземном мире; или с женой Лота, которая во время своего побега от низвергающихся на Содом и Гоморру серы и огня оглянулась назад и превратилась в соляной столб.

Ограничение взгляда
Мы знаем из этих давних легенд, что пристальный взгляд считался столь же большим нарушением принятого этикета глаз, как и сегодня, если даже не больше. «Подглядывающий Том» не повиновался общественному указу и, подняв шторы, похотливо глядел на леди Годиву, когда она скакала обнаженной на коне по улицам Ковентри, чтобы спасти свой народ от несправедливых налогов своего мужа. Его наказание, словами Теннисона, было таково: «Его глаза... ослепли, ссохлись и упали ему под ноги». Другая история рассказывает о женщине, которой было любопытно, как святые проводят время. Она подсмотрела в щелку обители Святой Женевьевы, и Бог наказал ее слепотой. И из арабской рукописи под названием The Perfumed Garden приходит предупреждение, что рассматривание влагалища женщины навсегда испортит зрение грешника. Возможны различные наказания за взгляды, но слепота всегда была обычным наказанием за неправильное «использование» глаз. В сегодняшнем обществе мы учим своих детей, что глазеть невежливо - урок, который они усваивают довольно рано, возможно, потому что ощущают, что пристальный взгляд на самом деле гораздо больше, чем просто грубость. Они понимают, что то, как мы инстинктивно смотрим на других, может выражать наши истинные мнения о них - мнения, которые мы часто предпочли бы не раскрывать. Относимся ли мы к другим как к равным или старшим, достойным нашего уважения, или как младшим по положению? Считаем ли мы их людьми вообще? Основное правило, которому наши родители учили нас, состоит в том, что мы просто не должны глазеть на человека. Мы рассматриваем вещи - картины, здания, пейзажи и животных - столь долго и столь пристально, как нам нравится. Но когда мы рассматриваем человека, мы говорим нашим взглядом, что мы не считаем его человеком вообще, индивидуумом с личным пространством и собственным достоинством, в которое мы не стали бы произвольно вторгаться, если бы не вторглись в наше собственное. Напротив, мы обращаемся с ними, как с предметом или животным - короче говоря, как с ничтожеством. Само собой разумеется, если бы мы рассматривали из чувства любопытства или презрения каждого, кого считаем ниже себя, мир был бы полон рассматривающих взглядов, не говоря уже о борьбе, которую вызвали бы эти взгляды, или, по крайней мере, чувстве оскорбления. Итак, поскольку большинство из нас предпочло бы излишне не вредить другому человеку, мы принимаем более безопасную общую практику - не смотреть вообще, практику, которую общество считает «вежливой».

Исключения из этикета глаз
Не удивительно, что из правила этикета глаз имеются исключения - ситуации, в которых допустимо смотреть, и люди, на которых допустимо смотреть. Когда мы идем на ярмарку, мы платим, чтобы войти в балаган и смотреть на «уродцев» - жирную леди, человека без рук, «резинового» мальчика. Здесь мы покупаем разрешение смотреть на людей, как будто они являются предметами. То, что несчастных людей в балагане выставляют напоказ, говорит нам, что общество в целом их вообще не воспринимает как людей. Они - уродцы или диковинки и больше не обладают правом запрета смотреть на них. Немало людей хотя бы один раз в жизни ходили в такой балаган, но больше никогда не хотели повторить этот опыт, поскольку они не одобряют тот факт, когда людей выставляют напоказ, и испытывают жалость к объектам этого неуважения. Они не могут заставить себя смотреть на других людей, как будто они бездушные предметы. Возможно, они встретили взгляд человека в балагане, и уникальное, очень человеческое сочувствие и понимание, которое могло возникнуть между двумя парами человеческих глаз, больно напомнило им о «человеке» в том уродце, заставило их почувствовать стыд за то, что они воспринимали этого человека как вещь. Еще одна ситуация, когда мы, как ожидается, будем смотреть на других людей - когда мы идем в театр смотреть пьесу. Как и в балагане, мы платим за разрешение смотреть, но здесь мы не чувствуем неловкости, наблюдая за актерами, прежде всего потому, что они представляют не себя. Роли, которые они играют, делают их как бы объектами, изображающими других людей, а не себя. Точно так же мы не чувствуем никакой неловкости, разглядывая манекенщиц, потому что они также хотят, чтобы мы на них смотрели. А в другое время мы будем смотреть не потому, что мы хотим, а просто потому, что другие смотрят вместе с нами - на сцену несчастного случая, драку двух людей или когда полиция кого-то арестовывает на улице. Примыкая к анонимной толпе, мы больше не считаем себя ответственными за наше индивидуальное поведение, и чувствуем себя почти столь же безопасно, как будто мы невидимы или скрыты. Наше убеждение состоит в том, что вполне допустимо нарушать правила, поскольку никто не знает, что мы их нарушаем; а раз так, то это не может повлечь осуждения и наказания. В других социальных ситуациях индивидуум, как ожидается, должен смотреть на большую группу людей. Лектор, например, может выделять отдельных людей своей аудитории и пристально смотреть на них - даже устанавливая визуальный контакт - фактически так долго, как ему нравится. Мало того, что ситуация разрешает этот тип поведения, - действительно, наиболее успешные ораторы рекомендуют это, - но в игру также вступает и второй фактор. Эксперименты показали, что в больших помещениях типа аудиторий и лекционных залов, где расстояния для взгляда большие и, по-видимому, менее «личные», мы чувствуем анонимность, мало чем отличающуюся от такой, которая существует во время пребывания в толпе, и уверенность, что допустимо смотреть на людей в течение более длинного периода, чем обычно. Этот период удерживания взгляда называют «моральным» временем взгляда, или тем, насколько долго приемлемо смотреть в данной конкретной ситуации.

Что можно прочесть во взгляде
Проходя мимо незнакомца на улице, встретьтесь на мгновенье с его глазами и быстро отведите взгляд. Вы остались в пределах морали или приемлемого времени взгляда и сделали молчаливое заявление: «Я уважаю вас как такого же человека, как и я, и поэтому не буду смотреть на вас». Задержите на нем взгляд немного дольше, и вы выйдете за временные рамки морального взгляда. Теперь сообщение отличается: «Вы кажетесь мне странным» или «Может быть, я вас знаю?» Незнакомец, вероятно, оглянется, ощущая дискомфорт, раздражение или любопытство. Задержите на нем пристальный взгляд еще дольше, и вам, возможно, придется драться.
------------------------------------------------------------------------- 
Все мы знакомы с возможностями взгляда как угрозы. Психологи даже документировали эти возможности глаз-оружия в эксперименте, во время которого мотоциклисты и пешеходы преднамеренно смотрели на водителей автомобилей, остановившихся на красный свет; когда включался зеленый свет, водители, на которых смотрели, уезжали быстрее, чем те, на которых не смотрели. 

Глаза как оружие

Но как впервые взгляд стал вторжением, потенциальным актом агрессии и враждебности? Биологи и психологи соглашаются, что мы реагируем на обращенный на нас взгляд, если он длится более какого-то периода, вызывая у нас неловкость, и что уставившиеся на нас глаза угрожают нам, скорее всего, на подсознательном уровне. Фактически, угроза, которую мы чувствуем, - инстинктивная реакция, заложенная в нас создателем как часть системы выживания в природе. В нижней части шкалы эволюции находится группа животных, чья окраска напоминает очень броские глаза или даже дополнительный их комплект. Многие виды бабочек и мотыльков имеют на крыльях пятна, которые отвлекают внимание птиц от уязвимого тела насекомого, пятна даже подчас напоминают глаза большого животного, смотрящего из кустов или темноты. У некоторых рыб пятна у глаз расширяются во время драки. Темные, угрожающе выглядящие кольца у глаз помогают еноту установить господство на своей территории и прогонять хищников. В каждом из этих случаев природа была достаточно изобретательна и не только обеспечила животное обманной окраской, но также встроила страх перед этой окраской в виде «глаз» во врагов животного. Остаток такого инстинктивного страха по-прежнему сохранился и у людей. Приматы (обезьяны, человекообразные обезьяны и люди), единственные существа, которые сознательно используют свои глаза-оружие, также намного активнее реагируют на взгляд, чем любое другое живое существо. Обезьяны и гориллы возбуждаются и возмущаются, когда другие животные или люди просто смотрят прямо на них, и они отвечают рычанием и угрожающими жестами. Наиболее распространенная реакция на взгляд - и не только среди приматов - опустить глаза как признак подчинения или слабости. Волк опускает глаза, чтобы подтвердить господство своего вожака, так же как его родственник, собака, будет часто опускать глаза перед своим хозяином-человеком, признавая привязанность и повиновение ему. 

"Гляделки"
Когда мы были детьми, все мы играли в игру «гляделки», пытаясь долго удерживать свой пристальный взгляд, чтобы показать свою выносливость и вынудить другого отвести взгляд. Став взрослыми, мы играем в подобную игру в более серьезных ситуациях: так, на деловых встречах, где два индивидуума соперничают за господство, они незаметно проводят краткий сеанс игры «глаза в глаза»; семейные споры, где член семьи с самым агрессивным, проникающим взглядом может доминировать над другими; конфронтация с властью, как в случае, когда полицейский подтверждает свои полномочия, фиксируя пристальный взгляд и разглядывая любого, кто выглядит так, как будто мог бы учинить беспорядки. Всегда победителем будет тот, у кого более долгий, более сильный взгляд, а проигравшим тот, кто проявляет слабость, отводя глаза. Поскольку пристальное разглядывание кого-то часто сигнализирует, что мы не считаем его достойным уважения, взгляд доминирования развился также и в эффективное средство оскорбления. Мы уже описали оскорбление глазами в его наиболее распространенной форме: невежливый, длиннее приемлемого взгляд говорит: «Я не воспринимаю вас как такого же человека, как я сам, так что не буду относиться к вам как к человеку». Оскорбление глазами может также принять форму «не замечать» - пренебрежительного обхождения с кем-то, когда на человека смотрят скучающим, слегка отвлеченным взглядом или взглядом вдаль, мимо человека. Этим говорят: «Я не только не считаю вас равным мне человеком, но вы для меня даже не предмет: я вас вообще не вижу!» Жертва такого обращения могла бы сказать: «Он смотрел просто мимо меня». Еще одна форма оскорбления при помощи глаз-оружия - наклон головы назад и взгляд на кого-то наполовину прикрытыми глазами - взгляд, именуемый как «задранный нос» и «взгляд сверху вниз». Считается, что элита общества держит голову выше и отклоняет ее назад дальше, чем другие, а человек, который смотрит таким образом, как бы сигнализирует, что он считает себя выше того, на кого смотрит. Служащий, ребенок или преступник могли бы стать объектами такого взгляда «низкого статуса».
-----------------------------------------------------------------------------------------  
По большей части, однако, мы поступаем лучше всего, когда стараемся предоставить людям статус, который они заслуживают - «неразглядывания» их. Мы делаем так, следуя ряду неписаных правил, которые психологи называют управление глазами. Хороший пример - ситуация, описанная ранее, в которой мы проходим мимо незнакомца на улице. Первое правило, которое мы соблюдаем, это подтвердить его присутствие, его статус человека, посмотрев на него ровно столько, чтобы показать, что мы заметили его, но сразу же отвести глаза. Затем вступает в игру второе правило управления глазами. Пока мы проходим, мы сигнализируем о нашем отношении к незнакомцу как человеку, намеренно не смотря на него; общая практика - смотреть в том направлении, куда мы движемся, или просто смотреть под ноги. Ирвинг Гоффман называл этот акт вежливого игнорирования как «гражданское невнимание» и даже установил, что момент, когда мы вынуждены поступить так, наступает, когда нас разделяет примерно 2,5 метра (8 футов) и у нас возникает ощущение, что дольше мы не можем смотреть на незнакомца «не нарушая правила». 

Управление глазами для уважения личности другого человека

Уважение к личности другого человека - главный фактор в такой ситуации, и иногда способность продлевать свой пристальный взгляд управлением глазами жестко регламентируется. В Англии, например, с ее долгой историей перенаселения, у среднестатистического гражданина развилось чрезвычайное желание уединения. Люди, идущие по улицам Лондона, редко встречаются глазами, чтобы не вторгнуться в очень высоко чтимое «личное пространство» другого человека. То же самое можно сказать и о большинстве густо населенных стран мира. В Нью-Йорке люди имеют репутацию холодных, недружелюбных или спесивых. По иронии, «недружелюбие» жителя Нью-Йорка на самом деле происходит из почти священного уважения к чужой личности; в большинстве случаев вероятность того, что встречный смело посмотрит на улице вам в глаза, не больше, чем то, что он остановится и обнимет вас. Эта чрезмерная закрытость может считаться очень важной техникой выживания, поскольку без нее многим жителям этого переполненного города жизнь казалась бы невыносимой. Можете ли вы представить себе то, каким был бы Нью-Йорк, если бы его жители считали уместным вторгаться в личное пространство другого человека - встречаясь глазами, останавливаясь, чтобы поговорить, - как это бывает в маленькой деревне? Вообще, переполненный город делает правила этикета глаз трудно выполнимыми, и иногда им вообще невозможно следовать. Управление глазами становится постоянной проблемой. Существуют, например, люди, на которых мы вообще должны избегать смотреть, чтобы позволить себе жить благополучно и удобно. Мы стараемся не смотреть на попрошайку, поскольку, если мы на него посмотрим, нам придется открыть важный канал коммуникации - признать и подтвердить его как равного человека - что, в свою очередь, упростило бы или даже поощрило его приближение к нам. Точно так же мы стараемся не смотреть на кого-то, кто раздает рекламные листки; если мы встретим его взгляд, он будет пытаться вручить нам один из них. И, конечно, мы никогда не должны смотреть на незнакомца, который, как мы внезапно обнаружили, пристально смотрит на нас, поскольку, сделав так, мы можем попасть в реально опасную ситуацию. В переполненных тесных местах типа метро, автобусов или лифтов «морально допустимое» время взгляда уменьшено почти до нуля, хотя в толчее нам довольно трудно ухитриться смотреть куда-то так, чтобы не встретить чей-то взгляд. В качестве решения мы разработали целый набор упражнений для глаз, чтобы избежать даже самого краткого взгляда на постороннего человека. Мы позволяем себе в управлении глазами быстро взглянуть на лица вокруг нас, но затем наши глаза должны остановиться на каком-то объекте - пальто, плече или, если повезет, на свободном участке стены. Часто мы расслабляем наши глаза, как будто мы загипнотизированы, и видим только несколько сантиметров перед собой. Во время поездки мы можем скользить взглядом по людям вокруг нас, но мы никогда не должны отвечать на чей-то пристальный взгляд. Если это произойдет, мы быстро должны отвести взгляд, чтобы сигнализировать, что контакт глаз был случайным; иногда мы подтверждаем это взаимное понимание краткой, не адресованной никому улыбкой. Мы часто используем эту кажущуюся Случайной технику «взглянуть и отвести взгляд», когда хотим украдкой взглянуть на кого-то, но чтобы при этом не показалось, что мы его рассматриваем - иначе слишком долгий взгляд создал бы затруднения для того, кто смотрит, и для того, на кого смотрят. Когда мы видим знаменитость или калеку, мы можем посмотреть на него, пока его взгляд не встретится с нашим. Тогда мы обязаны быстро отвести свой взгляд, как будто мы вообще не имели намерения на них смотреть. Скопировано с сайта: //www.astromeridian.ru/magic/
Aliena vitia in oculis habemus, а tergo nostra sunt
[Изображение: a0b2f5be7728fbcda7e21e0456f057a5.gif] 
Ответить


 
[-]
Быстрый ответ

Введите текст Вашего сообщения.

Проверка человека
Пожалуйста выделите checkbox что вы видите ниже. Процесс используется для предтвращения автаматических спам ботов.


Похожие темы
Тема: Автор Ответов: Просмотров: Посл. сообщение
  ЗАКРЫТИЕ ГЛАЗ КАК УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ Meggi 0 76 06.12.2018, 18:03
Посл. сообщение: Meggi
  ЗНАЧЕНИЕ ГЛАЗ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА Meggi 3 82 02.12.2018, 20:23
Посл. сообщение: Meggi
  Как определить совместимость по цвету глаз Meggi 4 99 02.12.2018, 20:14
Посл. сообщение: Meggi

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)