Наверх
Велес
#1
[Изображение: images?q=tbn:ANd9GcTqr2RpU6GUPdZt47XHQNP...UFgG9s0Eqg]




Также известен как: Хранитель стад 
Цвет: Коричнево-золотой 
(Волос, Велняс/Велнс/Велинас/Вельняс (лит., латыш.)) — Бог скота, пастушества, богатства, облаков, хитрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, проводник умерших душ. Бог житейской мудрости и всего житейского. Аналог — Гермес. Велеса, как скотьего Бога упоминает Нестор в ПВЛ. По мнению В.В.Иванова и В.Н.Топорова, Велес является противником Перуна, и они отождествляют его со Змеем. Б.А. Рыбаков эту точку зрения не разделял. А.Н.Афанасьев и М.Б.Никифоровский полагали, что в качестве «скотьего бога» Волос первоначально заведовал небесными мифическими стадами, потом ему было приписано охранение обыкновенных земных стад. В этом последнем смысле он упоминается в летописи. Как отметил А.Н.Афанасьев, в словацкой песне (колядке) слово велес прямо употребляется в значении ‘пастух': «Пасли овцы велесы При бетлемском салаше…» Интересно упоминание о Велесе в «Слове о полку Игоревом»: «Чи ли въспети было, вещей Бояне, Велесовь внуче». Некоторые учёные склонны считать, что образ Велеса поэтический и некоторые его функции связаны с лирикой. Это хорошо вписывается в концепцию. Е. Аничкова, который считает возможным, что бог скотоводства Велес мог быть богом торговли и культуры: «… Бог торговли оказывался и богом вообще культуры, отчего Велес представлялся в XII в. книжникам родоначальником всей древней культуры и искусства, в частности и песнетворчества». Считается, что Велес проводник душ в мир иной (по Гаврилову). Далеко не всеми учёными такая точка зрения разделяется. Хотя, корни такой гипотезы восходят к А. Н. Веселовскому, который приводит ряд балтийских параллелей (welis — покойник, weici — души умерших). И существует у литовцев день поминовения усопших (“время Велса”). В этот день был обычай сжигать кости животных. А.А. Ишутин так же отмечает: «Именно от имени литовского бога Велса-Виелоны идёт балтийское имя чёрта Велняс (литов. velnias, velinas, лат. velns). Несмотря на негативную оценку данного “демонического” персонажа, он связан с музыкой, танцами и даже наделён мудростью, а также снабжён атрибутами скота (рогами и копытами)». Культ Велеса был широко распространён на Руси. Так Велесом клялись в договоре 907 года с Везантией: «…и мужи его по Рускому закону кляшася оружьемъ своим, и Перуном, богомъ своим, и Волосомъ, скотьемъ богомъ, и утвердиша миръ». Часто упоминание Велеса можно найти в поучениях против язычества. Вот выдержки из Киевского Синопсиса, О идолѣхъ Владимировыхъ: «Впервых постави начальнейшаго кумира, именем Перуна, бога грому, молнии и облаков дождевных на пригорку высоком над Боричовым потоком но подобию человеческу… Вторый идол бысть Волос, бог скотов. Третий Позвизд: инии же прозваша его Похвистч неции нарицаху Вихром, исповедающе бога быти воздуха, ведра и безгодия. Четвертый идол Ладо; сею имеяху бога веселия и всякаго благополучия… Пятый идол Купало, егоже бога плодов земных быти мняху…». Не так много сохранилось чуров Велеса, но в Ростове идол Велеса ещё в XI веке стоял на Чудском конце города. Об этом сказано в житии Авраамия Ростовского: «Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу». Но, как отмечает А.С. Кайсаров: «наконец один монах по имени Авраам, низвергнул его, построил на том месте церковь и сделал прочих язычников христианами». В двоеверие Бог Велес слился со святым Николаем и Василием. В XI в. на местах поклонения Велесу были поставлены церкви св. Власия. Но, как отмечает А.А. Ишутин «сам же Велес после принятия христианства, как и другие божества, приобрёл негативные семантические значения. В старорусских и западнославянских текстах Велес отождествляется с дьяволом». Его время август — сентябрь. Ему приносили дары с урожая «Заплетали Велесу бородку» из стеблей пшеницы. Так описывает Волоса Г.А. Глинка «по причине пользы, получаемой от скота, коего сей бог почитался покровителем, после Перуна, бога ужаса, Волосу, подателю через сохранение скота великих польз и благ людям, воздавалось величайшее почитание. Самое имя означает его велечтимым: ибо Велес, через толкование слова, значит велий есть, т. е. великий, а Волос, володеющий, т. е. обладатель». Вообще некоторыми учёными принято считать что Велес и Волос это два различных божества. Такой точки зрения, например, придерживается Фасмер. В неоязычестве имя Велеса интерпретируется как ВеЛес, то есть ведающий лесом. Естественно такое обозначение недопустимо. Впрочем, все функции Велеса, неоязычники ему оставили. В 90-ые годы очень много фирм было открыто с брэндом «Велес». Это хороший признак, Велес как раз и способствует торговле. Велес сохранился в топонимике. До сих пор можно встретить деревню Волосово и Волосово-Даниловский могильник.

Источник: http://slaviy.ru/slavyanskie-bogi/veles/ Славянский Языческий Портал http://slaviy.ru
Вы в своем уме? Или в моем? Кто опять надел мой ум?!
Ответить


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)