Наверх
Краткое введение в Каббалу
#1
Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
— Откровение Св. Иоанна Богослова, 2:7

Цель этого краткого очерка состоит в том, чтобы осветить основные Каббалы. Каждого, кто интересуется изучением Каббалы, можно адресовать к уже имеющимся подробным введениям, созданным такими авторитетами, как Дион Форчун, Алистер Кроули, Мак-Грегор Матерс и Израэль Регарди. Их труды гораздо более всеобъемлющи, чем-то, что я мог надеяться создать; кроме того, большинство изложенного в них материала выходит за рамки данной статьи.

Собственно Каббала была создана иудеями. Многое из ее учения можно обнаружить в книгах Ветхого Завета, а также частично в Новом Завете. Одним из наиболее ценных свойств Каббалы является ее универсальность — а именно, она не ограничивается догматическими рамками какой-либо отдельной религии. Более того, она не является догматической религией, так что вы не найдете одного-единственного, бесспорно канонического текста, по которому можно постигать Каббалу. Это скорее живая философия, цель которой состоит в поиске истины, а не жестко установленных правил. Говоря словами Е. Блаватской, «нет религии выше Истины». Каббалистическая мысль всегда зиждилась на этом тезисе.

Зримым отражением Каббалы является Древо Жизни; оно состоит из десяти сфер, известных под названием Сефир (в совокупности — Сефирот). Соединяющие Сефирот линии называют путями. Всего в Каббале двадцать два пути. Каждая Сефира представляет собой сугубо индивидуальную сущность, или качество, проявляющее себя во всех известных природных процессах.

Drevo.gif (32149 bytes)Древо Жизни соответствует спектру света — в данном случае каждой Сефире условно соответствует определенный цвет. Цвет — это качество, присущее каждому объекту, но не являющееся собственно объектом. То же можно сказать и о Сефирот: их сущности можно обнаружить в самых различных объектах и процессах, но независимо от этого Сефирот объективно существуют в высших планах.

Сефира может проявлять себя множеством самых различных способов. К примеру, сущностью Сефиры Гебура являются сила и власть. Ее можно отождествить с архетипом воина в человеческой психологии, но эту же сущность мы обнаружим в железе, древесине дуба, огне, мече, боге Марсе и т. д. Это разрушительная, сокращающая сила. Цвет Сефиры Гебура — красный.

Гебура уравновешивается Сефирой Хесед, сущность которой состоит в Милосердии и Величии. Хесед можно уподобить царю-жрецу, мудрому, милостивому и благородному. Ее сущность можно обнаружить в ветке оливы, воде, единороге, боге Юпитере и прочих соответствиях. Хесед — это созидающая, расширяющая сила; цвет ее синий.

Сама мысль о многогранном проявлении Сефирот может показаться странной, в действительности же в этом нет ничего необычного. Так, например, один человек скажет, что красный цвет теплый, а синий — холодный. Красный также ассоциируется с гневом. Точно так же музыка, в зависимости от ее стиля и темпа, может ассоциироваться с мягкими или воинственными чувствами. Совершенно аналогично устанавливаются и соответствия Сефирот. Красный цвет, бог Марс, воинственная музыка, гнев, меч, огонь и железо — все это имеет общие черты, и сущностью всего описанного является Гебура.

Каждая Сефира имеет свой собственный перечень соответствий, которые гармонируют с ее природой; следовательно, каждый элемент жизни, любой объект может быть отождествлен с той или иной Сефирой. Сама идея может показаться упрощенной и подчеркнуто субъективной, но дело в том, что Каббала замечательно подходит для упорядочения не только человеческого опыта, но и объективно существующей Вселенной. Одна из аксиом Каббалы гласит, что субъективный мир человека есть лишь зеркальное отражение объективной Вселенной.

Древо Жизни состоит из четырех основных планов, или миров. Вот они, в порядке возрастания плотности: Ацилут, Бриа, Иецира и Асиа. В сущности, Асиа представляет собой материальную вселенную, тогда как миры Иецира и Бриа — соответственно астральный и ментальный планы. Планом Божественности считают Ацилут.

Подобное описание планов приведено исключительно для наглядности; в действительности же эти планы, безусловно, не напоминают слоеный пирог. Точнее говоря, они сосуществуют вместе, взаимно проникая друг в друга в одном и том же пространстве. Это возможно благодаря различиям в плотности и частоте колебаний каждого плана — так же как звук, электроны, свет и всякие электромагнитные волны состоят из волновых колебаний.

Например, считается, что наивысшей частотой колебаний обладает мир Ацилут, который поэтому является наиболее разреженным планом. Мир Асиа, который мы воспринимаем в виде физической Вселенной, имеет самую низкую частоту колебаний; поэтому данный план имеет высшую плотность и состоит из твердой материи. Неразвитый человек неспособен воспринимать высшие планы, потому что они слишком тонки для его зрения. Однако при надлежащей тренировке большинство людей обретает способность воспринимать астральные формы и существа.

Каждая Сефира существует во всех четырех планах. Из этого следует, что проявления Сефиры Гебура существуют в мирах Ацилут, Бриа, Иецира и Асиа. Будучи планом Божественности, Ацилут обладает непревзойденной духовностью, поэтому в нем Сефира Гебура исходит от самого Божества. В мире же Бриа Сефира Гебура может считаться ее отражением в мире Ацилут; точно таким же образом она отражается и в мире Иецира. Так Гебура передается по всем четырем планам; то же происходит и с остальными Сефирот. По мере приближения к низшему миру Сефирот становятся все менее абстрактными и более материальными.

Подведем итоги: существуют четыре мира с десятком подпланов в каждом. Всего получается сорок подпланов, которые определяются как, например, Сефира Гебура в Мире Иецира, в Мире Асиа и т. д, Каждый на этих подпланов по-своему уникален, хотя несомненно, что, к примеру, четыре проявления Сефиры Хесед будут иметь много общего.

Эти миры структурируют и строение человека — ведь в каждом плане человек имеет свою движущую оболочку (для удобства объяснения мы разделим эти части человека, но при этом следует помнить, что они не могут существовать независимо друг от друга). Физическое тело принадлежит Миру Асиа; астральное — Миру Иецира (соответствует его эмоциональной и механической природе и называется низшим «Я»); ментальное тело принадлежит плану Бриа, оно соответствует интеллекту. Наконец, среда обитания духовного тела человека — Мир Ацилут.

Графически десять Сефирот изображаются в виде Древа Жизни. На Древе они распределены по трем колонкам, или Столпам. Столп Строгости содержит Сефиры Бина, Гебура и Ход. Столп Милосердия включает в себя Сефиры Хокма, Хесед и Нетцах. Столп Равновесия содержит Сефиры Кетер, Тиферет, Иесод и Малкут.

Смысл Древа в том, чтобы показать взаимоотношения между Сефирот. Так, Сефиры Столпа Строгости уравновешиваются Сефирами-антагонистами Столпа Милосердия — например, Гебура—Хесед, Когда Древо используют применительно к душе человека, очень важно, чтобы эти силы в личности конкретного индивидуума находились в равновесии. Скажем, кто-нибудь может превозносить Силу Гебура, но ее необходимо укротить Милосердием Хесед. Неспособность достигнуть такого равновесия, с одной стороны, приводит к жестокости, с другой — к слабости.

В каббалистической модели Вселенной зло можно определить как нарушение равновесия. Зло — это любая крайность, как в случае с описанными жестокостью и мягкостью. Каждой Сефире соответствует определенный порок, в отраженном виде представляющий собой сущность данной Сефиры, доведенную до крайности. Эти пороки называются Клиппот, их можно рассматривать в качестве демонов. Правда, здесь зло не рассматривается в качестве объективно существующего, как в христианском понятии Сатаны; скорее, его причина — невежество и отсутствие мудрости. Вселенная зиждется на основе причинно-следственной связи: никто сознательно не решится стать проводником зла, пока на него не начинают действовать внешние обстоятельства — например, несчастливое, трудное детство. Хотя оно и не послужит оправданием злых деяний, но по крайней мере способно вызвать сочувствие. Не испытав чужих тягот, мы не можем судить другого человека.

Делать обобщающие выводы проще простого. Например, морализатор заявит, что убивать вообще — это зло. Но как быть тому, кто (гипотетически) знает, что, убив Адольфа Гитлера, он тем самым предотвратит Вторую мировую войну? Будет ли это убийство злом? Ответить на подобный вопрос нелегко, ибо этика — нечто весьма личное. Тем не менее приведенный пример показывает, что зло не является чем-то объективным, поддающимся однозначному определению. Все зависит от нашего восприятия. Недалекие люди часто видят зло в природных явлениях. Так, огонь оказывается удивительно полезным всем членам общества, ибо он дает тепло и возможность готовить пищу; однако вы вряд ли улучшите свое здоровье, сунув в пламя, скажем, голову. Значит ли последнее, что огонь — зло?

Сефирот среднего Столпа Древа соотносятся с центрами силы, или чакрами, находящимися внутри человеческого тела. Чакры достаточно подробно описаны в восточной философии. Сефирот также являются источником аспектов человеческой психологии — так, архетипы по Карлу Юнгу можно поместить под Сефирой Хокма.

Тесно связана с Каббалой и реинкарнация. Считается, что человеческий дух исходит от Бога в Мире Ацилут и существует в каждом из нижележащих миров. Естественно, низшим телом является физическое. Однако существование физического тела зависит от астрального, ментального и духовного тел. Если их удалить, физический организм немедленно погибнет.

Согласно каббалистической доктрине, люди переживают воплощение в физической Вселенной ради обучения посредством приобретения опыта. Чтобы пояснить идею, представим себе избалованного ребенка и мудрого, лишенного эгоизма старика, много настрадавшегося за свою жизнь. Последний будет в гораздо большей степени в мире с самим собой, он будет жить скорее для других, чем для исполнения собственных прихотей.

Прежде чем получить необходимые уроки, человеческая душа переживает множество воплощений, проживает много жизней. Воспоминания о прошлых жизнях не сохраняются из-за своей губительности для процесса обучения. Если бы мы рождались с памятью о прошлых инкарнациях, то с детства вели бы себя словно дряхлые старики. При этом наш разум был бы закрыт для новых идей и понятий, так что научились бы мы немногому. Между тем каждое воплощение имеет большое значение, а воспоминания прошлых жизней могут быть сознательно восстановлены. Каждая инкарнация накладывает совершенно определенный отпечаток на «душу» индивидуума.

Одно из наиболее ценных применений Каббалы связано с ее способностью классифицировать религии и мифологии. Практически в каждой культуре древнего мира число семь имело мистическое значение. Это справедливо даже для первобытных племен, совершенно оторванных от остального мира. Так, во всех культурах неделя состоит из семи дней, и это традиционное счисление гораздо старше первых межконтинентальных путешествий. Объясняется это тем, что в древности люди были гораздо более чувствительны к тонким энергиям. Мегалитические памятники вроде Стоунхенджа доказывают, что тогдашний человек был великолепно настроен в унисон с временами года и мог воспринимать куда более тонкие энергии.

Во всякой независимо созданной астрологической системе всегда присутствовали семь «планет» (тогда в понятие планеты вкладывали совершенно иной смысл, чем в наши дни), причем эти планеты соответствовали одним и тем же понятиям и идеалам. Понятия такого рода можно обнаружить в мифологиях самых различных культур, где в качестве персонификаций этих энергий фигурируют боги и демоны. С давних пор ученые сопоставляют богов греческой и римской мифологии; однако лишь немногие догадываются, что таким же образом можно провести сравнительное изучение всех мировых мифологий. Именно в этом отношении прекрасным подспорьем является Каббала.

Долгое время мифологии высмеивались, как примитивная карикатура на религию. Именно здесь скептики и являют свое полное невежество. Нельзя воспринимать буквально даже те мифологии, которые включают в себя миф о Сотворении (сюда же относится и библейская Книга Бытия — как можно было создать Землю за семь дней, если не существовало самого понятия «день»?). Как буквальное понимание этих мифов, так и полное их отвержение — элементарная вульгаризация. Мифы — это реликты мудрости древних народов, и хотя бы уже поэтому они не заслуживают насмешек. Повествования о битвах между богами и демонами отражают различные аспекты человеческой души, поскольку все божества соответствуют различным аспектам нашей психики.

Божества любой мифологии могут быть отождествлены с различными Сефирот Древа Жизни. Подобно тому как Древо отражает отношения между Сефирот, точно так же оно отражает и взаимоотношения между божествами. При этом оно создает карту нашего бессознательного разума и в основном соответствует открытиям психолога Карла Юнга — единственного ученого, который провел серьезные исследования в данной области.

Юнг назвал богов «архетипами» и показал, что боги во все времена повсеместно были вполне привычными понятиями для человеческой души. Кроме того, Юнг продемонстрировал наличие «коллективного бессознательного» разума.

Даже в традиционной психологии существует общепринятое мнение, что человек может оказаться во власти ущербной личности. Наиболее драматическим образом это проявляется в случаях раздвоения личности (множественных личностей), когда каждая из них оказывается наделенной своим собственным сознанием, иначе говоря, представляет собой отдельное свободно мыслящее существо. Независимо от того, считаются ли эти личности субъективными фрагментами души или объективно существующими демонами (каковыми они считались в древности), это в определенном смысле не имеет значения. Зато их воздействие оказывается вполне реальным — и психологии известно об этом весьма немногое. В каббалистической философии они различаются некоторым образом поверхностно, поскольку и субъективные, и объективные намерения считаются одинаково значимыми. Личные верования человека определяют его собственную Вселенную настолько же, насколько и его объективную реальность. Нередко можно услышать, что человек видит то, что хочет увидеть; это не совсем верно. Мир — это зеркало, и мы, глядя на него, смотрим на самих себя. Проклиная отрицательные события в нашей жизни, мы должны помнить, что именно мы несем за них ответственность — ведь каждый аспект нашей Вселенной создается на основе проекции нашей психики. Вот почему все плохое и обидное, что происходит с нами, есть плод наших сознательных или бессознательных действий. Это, пожалуй, самый трудный урок, который необходимо усвоить каждому человеку.

Данный очерк о Каббале в значительной степени упрощен; более того, в определенном смысле он является сугубо личной интерпретацией, поскольку Каббала есть личное путешествие к открытию самого себя, а не жесткая религиозная догма. Каждый изучающий Каббалу несет личную ответственность за свои верования и за результаты воплощения этих верований в его личной реальности. Внутренняя и внешняя жизнь человека взаимно дополняют друг друга; во имя прогресса в каждом из миров обе они должны находиться в гармонии.

(с)http://black-magic.mirbb.com/t6713-topic
_______________________________________________

Ответить


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)