Наверх
Фана
#1
Фана — небытие, отсутствие существования. Состояние растворения своего «Я» в Аллахе и обрететия истинной сущности. Фана является одной из наивысших ступеней духовного возвышения, которая открывается лишь для немногих. . В то же время многие суфии считают, что несмотря на то, что человек в состоянии фаны теряет многие присущие ему качества, тем не менее он остается человеком.
Если в это состояние суфий вошел посредством зикра, то такую фану называют «аль-фана фи’ль мазкур», а если посредством возвышенной любви — «аль-фана фи’ль-махбуб». А высшей ступенью фаны является «фана ани’ль-фана».
Различаются некоторые фазы фаны:
а) Фана аз-зат — состояние небытия, при котором истинным бытием мыслится только Аллах;
б) Фана ас-сифат — потеря человеком человеческих атрибутов;
в) Фана аль-фиил — полная
Существуют также спупени и разновидности фаны:

1. Фана фи’ль-ихван — возвышенное состояние чувства братства к своим единомышленникам из тариката, приоритет их интересов над своими.
2. Фана фи’ш-шейх — полное подчинение и подмена личной воли и желаний духовного «путника» (салика) воле и желаниям своего учителя (шейха).
3. Фана фи’р-расул — после обретения «путником» фаны в своем шейхе, обретение такого же состояния по отношению к личности Пророка Мухаммада.
4. Фана филлах — обретение такого состояния«путника», когда личное его «Я» растворяется в Боге и личность заменяется атрибутами Бога.

но здесь большей частью описывается фана в шейхе в лучшем случае фана в Мохаммаде, тогда как суфие более ранние достигали фаны в Аллахе.

Фана и бака


Завершение Духовного Пути (тарикат), или странствия к Богу, - это духовная стадия (махам), называемая фана (исчезновение «Я» в Боге) [ 6 ]. Фана бывает двух видов: внешняя и внутренняя.

Внешняя фана - это «исчезновение индивидуальных действий» (фана-и аф'ал), ведущая к проявленности Божественного Действия. Достигший этой стадии тонет в Океане Божественного Действия, так что он видит в каждом событии Действие и Волю Бога. Он не воспринимает ни себя, ни других людей в качестве субъектов действия или волеизъявления. Такой человек полностью лишен своеволия, в нем не остается и следа индивидуальных поступков и воли.

Внутренняя фана связана с «исчезновением атрибутов "Я"» (фана-и сефат) и «исчезновением сущности "Я"» (фана-и зат) . Иногда, открывая для себя Божественные Атрибуты, находящийся в этом состоянии (хал) погружается в исчезновение личностных атрибутов. В других случаях, свидетельствуя экстатическое воздействие Божественной Сущности, он погружен в исчезновение собственной сущности.

В начале состояния, называемого «внутренняя фана», суфии теряет способность к восприятию. Постепенно в зависимости от возможностей суфия на него нисходит особое состояние: он обретает способность одновременно отсутствовать и присутствовать. Внутренне суфии погружен в океан фана, тогда как внешне он участвует в событиях, разворачивающихся вокруг него.

Существуют многочисленные примеры, когда суфии испытывали это состояние. Рассказывают, что 'Али был ранен стрелой в ногу во время битвы. Его соратники пытались вытащить стрелу, но не смогли, поскольку стрела проникла слишком глубоко. Они спросили совета у Пророка. Пророк сказал им, что стрелу следует вытащить, когда 'Али будет молиться. Они так и сделали, вытащив стрелу без особого труда. В другом случае суфии Мослим ибн Йасар молился в соборной мечети Басры, когда обрушилась одна из внутренних колонн. Звук был настолько громким, что его услышали все находившиеся снаружи посетители базара. Однако сам ибн Йасар, бывший внутри мечети, ничего не заметил.

Бака - это начало «странствия в Боге». Бог, своим волением лишивший ученика его собственной воли, одаряет его Своей Волей. Таким образом, любое волеизъявление раба теперь является проявлением Божественной Воли. Такого рода бака соответствует внешнему состоянию фана.

Внутреннему состоянию фана, однако, соответствует бака, в которой сняты и сами завесы, представляющие собой временную сущность, и атрибуты «Я», свойственные ученику. Здесь ни Бог не скрывает творения, ни творение не скрывает Бога. Завеса теперь окончательно сброшена, и двойственность преображена в Единство.

Существуют пять принципов, которые нужно претворять в жизнь дервишам Ордена Ниматуллахи:

1. Зэкр (Поминание)
2. Фекр (Созерцание)
3. Моракебе (Медитация)
4. Мохасебе (Самоанализ)
5. Вирд (Молитва)

Фана называется:

- фана филь-мазкур, если в это состояние суфий вошел посредством зикра
— фана филь-махбуб, если посредством возвышенной любви
- фана аниль-фана, высшая ступень фаны.

Различаются некоторые фазы фаны:

- фана аз-зат — состояние небытия, при котором истинным бытием мыслится только Аллах;
- Фана ас-сифат — потеря человеком человеческих атрибутов;
- Фана аль-фиил — полная потеря контроля на своими действиями и поступками.

Существуют также спупени и разновидности фаны:
- фана филь-ихван — возвышенное состояние чувства братства к своим единомышленникам из тариката, приоритет их интересов над своими
- фана фиш-шейх — полное подчинение и подмена личной воли и желаний духовного салика воле и желаниям своего учителя (шейха)
- фана фир-расул — после обретения фаны в своем шейхе, обретение такого же состояния по отношению к личности Пророка Мухаммада
- фана фил-лах — обретение такого состояния, когда личное его «Я» растворяется в Боге и личность заменяется атрибутами Бога
Крайности фаны не признаются и осуждаются ортодоксальным Исламом.

Бака


Бака - пребывание в Боге после растворения в нем, “вечная жизнь”.


Цитаты из поэмы "Китаб ал Маснави" (Книги двустиший) Джелала Ад - Дина Мохаммада Руми. Отрывки весьма любопытные неплохо отражают суть суфизма:

"....Скарб свой [= самого себя] я с дороги убрал,
все, кроме Истинного, я нéбытью /небытием/ (‘адам) счел.
Тень есмь я, управитель мой — солнце,
привратник (хаджиб) есмь я, не есмь я Ему завеса (хиджаб).
Я — как клинок, полный [= инкрустированный] жемчужин соединения,
оживляю я, не умерщвляю в сражении.
Кровь не скроет жемчуга клинка моего.
Ветер с места когда /как/ унесет [= сдвинет] облако мое?
Соломинкой не являюсь я, я — гора из кротости, терпения и правосудия.
Гору когда /как/ похитит ураган?
Тот, кто от ветра двинется с места — былинка,
потому что ветров супротивных ведь уйма:
ветер гнева, ветер страсти, ветер алчности
унесли того, кто не был приверженцем намаза.
Гора я, и бытие (хасти) мое есть основание ее;
если же стану я как соломинка, то ветер мой — напоминание Его /о Нем/..."

Утонул я в свете, хотя купол мой стал разрушен;
садом оказался я, хотя я Бу Тураб («Отец праха»).
Раз возникла некая причина в походе (за веру),
клинок счел я спрятать [в ножны] достойным,
дабы влекло его ради Аллаха стало именем моим,
дабы гневался он ради Аллаха стало желанием моим ,
дабы одаривал он ради Аллаха стало тчивостью моей,
дабы удерживал он ради Аллаха стало существованием моим.
3805 Скупость моя ради Аллаха, дар — ради Аллаха, и только.
Весь — ради Аллаха я, не принадлежу я тем людям.
А то, что ради Аллаха делаю я, подражанием (таклид) не является,
не является представлением и предположением, кроме как зрением не является.
От (самостоятельного) суждения (иджтихад) 16 и изыскания я освободился,
рукав [свой] к подолу Истинного я привязал.
Если лечу я, то вижу полет,
а если вращаюсь я, то вижу [вращения] ось.
А если потащу я груз, то знаю докуда;
луна есмь я, а солнце предо мною предводитель.
Более этого людям говорить не смею я:
океану не поместиться в ручье.

Нет, ошибочно сказал я, ибо наместника и Замещаемого
если вдвоем представишь ты, то отвратительно выйдет, а не хорошо.
Нет, двое их будет, покуда ты — формы поклонник,
а перед тем одним они стали, кто от формы спасся /избавился/.
В сущностях (духовных) части и чисел нет,
в сущностях (духовных) расчленения и обособленностей нет.
Объединение Друга с друзьями отрадно,
ногу сущности хватай, форма упряма.
Форму упрямую расплавь трудом /страданием/,
чтобы увидеть под ней единство как сокровище.
А если ты не расплавишь, то благосклонности Его
сами расплавят [ее], эй, сердце мое есть раб Его.
Разостланы мы были и одной субстанцией /сущностью/ все,
без головы и без ног были мы в том начале все.
Одной жемчужиной /одной природы/ были мы, что солнце,
без узлов были мы и чисты, что вода.
Когда в форме явился тот Вышний свет,
то появились числа, как тени от зубца (башни).
Зубец развалите от башни,
чтобы ушло различие изнутри /среди/ такой толпы.

"....Я не выйду из этого уединения наружу,
так как занят я состояниями внутренними...
...Эй, муриды, от меня известно пусть будет [вам],
что мне ‘Иса [= Иисус] такое послание дал:
От всех друзей и своих /родственников/ будь отделен!
Лицом к стене обратись, в одиночестве сядь
и из существования своего тоже уединение предпочти.
После этого разрешения для речи [мне] нет,
после этого до разговоров дела мне нет....
Прощайте, эй, приятели, я уже мертв,
пожитки на Четвертый небосвод я уже вознес,
чтобы под Огненной сферой как дрова
мне не сгореть в напряжении и в гнилости....
...Затем на сорок дней еще он дверь затворил,
себя убил и от существования своего освободился.

Иди, за (духовную) сущность старайся, эй, формы поклонник,
так как (духовная) сущность на теле формы является крылом.
Собеседником обладателям (духовной) сущности будь, чтобы
и дар обрести, и быть юношей /щедрым/.
Душа без (духовной) сущности в этом теле, без [какого-либо] противоречия,
похожа на клинок деревянный в ножнах:
покуда в ножнах он пребывает, то цену имеет,
когда же наружу он выйдет, то для растопки /горения/ орудие.
Клинок деревянный [с собой] не бери в сражение,
взгляни сначала, чтобы не обернулось дело рыданием.
Если он деревянный, то иди другой ищи,
если он — алмаз [= острый], вперед ступай с возбуждением.
Клинок находится в оружейной мастерской аулийа’,
увидеть их — для вас алхимия /эликсир/.
Все знающие говорили то же, такой же
является знающей (Божественная) милость для миров
Хотела в Свете жить,но "Нет!" сказала Тьма.Она мне жизнь дала,и разум,и развитие сюжета,а Свет меня спалил дотла,поэтому я не приемлю больше Света...

[Изображение: gifka2.gif]


 
Ответить


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)